Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Кинотавр-2016. Мне не больно - Искусство кино
Logo

Кинотавр-2016. Мне не больно

Когда председатель жюри Николай Лебедев объявил лучшим фильмом Сочи-2016 «Хорошего мальчика», мир не пошатнулся. Однако это решение в контексте «Кинотавра» вполне потянуло на программное заявление, своеобразный радикальный жест, подобный легендарному вердикту Дэвида Кроненберга наградить в Канне неведомую «Розетту» братьев Дарденн. Что, собственно, произошло?


kinotavr film fest logoНаграда нашла не просто «хороший/плохой» фильм, а артикулировала судьбоносный «поворот винта». В случае с Канном это знаменовало революционную смену эстетик, когда постмодернизм в расцвете сил и амбиций вдруг пал перед новым экранным реализмом, после чего сместилась кинематографическая земная ось и авторский кинематограф начал развиваться в ином русле, порождая Зайдля, Лозницу, «румынскую волну», филиппинских вундеркиндов. Что касается «Кинотавра», который с приходом Александра Роднянского нащупал у российского кино пульс и стал его ведущим диагностом, то столь показательная победа «доброго кино» очевидно прозвучала как вызов, брошенный фильмам «злым», «неудобным», «морально обеспокоенным». В более широком смысле вердикт «Кинотавра» узаконил то, что давно витало в воздухе и будоражило кулуары, – отечественный авторский кинематограф утрачивает свою преференцию в России. «Кинотавр» не просто демонстрировал годами срез русского кино, скрещивая арт и мейнстрим, не просто констатировал положение дел в отечественной киноиндустрии. На правах главного фестиваля России он пытался влиять на сам процесс, подставляя плечо талантливым авторам и картинам, не идущим на компромиссы со зрителем и властью. Ведь даже в лучшие времена, когда политика не вмешивалась в дела искусства столь грубым способом, «Кинотавр» знавал бури пострашнее. Достаточно вспомнить историю с фильмом Алексея Балабанова «Груз 200», которая спровоцировала гражданскую войну в умах. Скандал обернулся для «Кинотавра» триумфом, и в ближайшие годы невозможное стало возможным: то, что еще недавно считалось маргинальным, с его легкой руки объявлялось шедеврами нового времени. Победы «Шультеса» и «Волчка» провоцировали дискуссии, фильмы удостаивались своих пятнадцати минут славы, пробиваясь в ограниченный прокат и создавая профессиональные фанклубы Бакурадзе и Сигарева.

Но в последние годы ситуация в отечественной кинематографии стала претерпевать колоссальные метаморфозы. Государственная политика по обескровливанию умного и смелого кино, непредвзятого к реальности, начала приносить плоды. Последний «Кинотавр» явил нам первую волну картин, которые можно считать образчиками гражданского эскапизма.

Добрую половину из них уже успели окрестить жанровыми телемувиками за иллюстративную красивость кадра и однослойность мысли (по примеру «Врача» Юрия Куценко, «После тебя» Анны Матисон). Другую часть заарканил дух постмодернизма и витиеватого «синефильства» (наподобие линчевидной «Рыбы-мечты», нуаровского «Разбуди меня»). В принципе, все те же мейнстрим и арт. Только бросается в глаза другое. В российском кино оба эти направления при всей разнице целей и задач в нынешние времена связывает одна существенная вещь: они заняты реабилитацией лакировочной реальности. Настаиваю: не эстетизацией реальности, а именно реабилитацией, а по сути ее ловкой и прагматичной подменой.

Россия, увиденная глазами новейшего кинематографа, разительно отличается от той, в которой мы живем, которую знаем. В подавляющем большинстве случаев экранная Москва – это дивный мегаполис, в котором 365 дней в году светит солнце, небо пронзительно голубое, дороги не запружены транспортом, а люди улыбчивы и нарядны. Герои походят на обеспеченных буржуа, даже если это простые корректоры или работники пограничных служб. Праздничному облику Москвы вторят фасады-проспекты Санкт-Петербурга, Владивостока и милые глазу экстерьеры провинции. Практически в каждом втором фильме мы любуемся панорамными планами городов, снятых с высоты птичьего полета, сияющих огнями и источающих довольство, спокойствие, порядок. Кадры эти практически не отличаются один от другого и кочуют из фильма в фильм. Функционально они играют роль своеобразных клиповых перебивок между действием, что с головой выдает их сериальную натуру. Однако лишенные фильмической природы, они тем самым избавляются от так называемого авторского субъективизма, а следовательно, создают вроде как непридуманный образ всеобщего благополучия.

На фоне этого привлекательного задника могут разворачиваться людские драмы. Герои могут глубоко страдать от одиночества, болезней, неразделенной любви, мучиться совестью и этическими вопросами. Только теперь их несчастья, страхи, потери удалены на безопасное расстояние от черных лестниц и подворотен социального контекста. Зрителю вменяется переживать, но без боли, без катарсиса и без проклятых вопросов о правде нашей жизни.

sukmanov kinotav 2016 2«Разбуди меня», режиссер Гийом Проценко

Эскапизм новых авторов России может быть осознанным или бессознательным, но только сейчас он приобрел декларированные черты. Жанровое кино для домохозяек и интеллектуалов действительно превращается «в большое индийское кино с пальбой и танцами». В приоритете у авторов – и, что характерно, преимущественно у молодых авторов – оказываются легкие жанры: комедии и мелодрамы, на худой конец детективы, которые настойчиво призывают к добру и свету. Герои-циники на поверку оказываются милейшими созданиями. Они, как поется в советской песенке, «на лицо ужасные, добрые внутри». Цивилизованные «дикари» – коллекторы-вышибалы, хореографы-бизнесмены, врачи-ловеласы, астронавты-авантюристы, несмотря на весь свой неисчерпаемый арсенал новообретенного хамства и сарказма, по авторскому хотению наследуют черты героев «народных» кинофильмов позднего СССР. С той лишь разницей, что их духовные собратья – это вовсе не мятущиеся Зиловы или Сергеи Макаровы, герои «Отпуска в сентябре» и «Полетов во сне и наяву», а их безобидные лирические копии – Афони, Ипполиты и Иваны Травкины.

Пестуемая актуальной идеологией ностальгия по «старым песням о главном» находит своих приверженцев в стане отечественного арт-мейнстрима. Образцом для подражания и вдохновения им служит тонкое простодушие советского масскульта. Но даже эта тонкость, которая в былые времена позволяла скрывать подспудное недовольство застойной жизнью, сегодня выглядит как чистейшая лирика. Пересматривая в тысячный раз «Ивана Васильевича…» или «Большую перемену», никто уже и не подумает иронизировать по поводу маразма советского образа жизни. Зато обаяние героев, остроумие диалогов и все та же солнечная картинка «былой натуры» вызывают умиление. Эту вырванную из контекста утраченную эмоцию рая по-советски теперь пытаются пересадить на современную почву, чтобы пробудить в зрителе сочувствие и доверие к теперешней жизни.

Дрейфующий в направлении кино чистого досуга артмейнстрим в российском кино все больше приобретает черты «арт-трэша» или «трэш-мейнстрима», какой-то немудреной локальной ниши с раздутыми амбициями. Удивительно, как скоропалительно российское кино вдруг начало сдавать позиции, прогибаясь под нажимом набирающего силы государственного прессинга. В одних случаях оно включило защитный пофигизм («Хороший мальчик», «Огни большой деревни»), в другом не преминуло явить невинную приверженность великодержавной фанаберии. Не вызывает сомнения, что российский балет лучший в мире («После тебя»), что российские врачи порядочней своих немецких и израильских коллег («Врач»), что женщины в России самые жертвенные и прекрасные («Сдается дом со всеми неудобствами») и что самый страдающий класс России – это общество сытых литераторов («Год литературы»).

Кажется, что ведущим лозунгом в Год кино стала негласная команда: «Сделай вид, что ты поправляешься», и большинство авторов незамедлительно ей последовали. Поразительно и то, что подавляющее число этих авторов – дебютанты, которым сам бог велел обостренно реагировать на окружающий мир. Лишь немногие из них пытались избежать гавани внутреннего комфорта, отображая в своих работах реальное состояние душ и положение вещей. Из фильмов пропала берущая за горло, щемящая интонация, улавливающая нерв времени. Разве что картина Надежды Степановой (при участии Сергея Иванова) «Я умею вязать» выглянула за фасад казенного искусства и весьма точно, раскрывая тему меланхолии юности, передала витающее в воздухе настроение апатии и гнета. Эта альтернативная мелодика авторского голоса – местами прекрасная, местами впадающая в маньеризм – не стала открытием, но хотя бы прозвучала чистой нотой душевного смятения, как оказалось, столь дефицитного в наше время.

Нынешний «Кинотавр» указал не только на сужение гражданского авторского поля, но обозначил еще одну болезненную тенденцию. Индустриальное искусство все больше ориентируется на рынок и вынуждает художников приспосабливаться к его потребностям. Даже те режиссеры, которым посчастливилось сохранить независимость суждений и объявить бой царящему в обществе мракобесию, способны действовать прагматически. Их протестный дух может вскрывать нарывы, не считаясь с конъюнктурой рынка, а может делать это с расчетом на производимый эффект. Так выходит, что самое честное, зрящее в корень кино тоже готово лукавить, выступая частью фестивальной франшизы.

Разумеется, самыми громкими премьерами «Кинотавра» стали картины «Ученик» Кирилла Серебренникова и «Зоология» Ивана И. Твердовского. Они вроде как спасли честь конкурсного мундира и как по нотам сыграли роль важных актуальных фильмов. Но вместе с тем они нарушили чистоту эксперимента, сделав ставку на беспроигрышные с позиции фестивальных радикалов инновации и эпатаж.

sukmanov kinotav 2016 3«Сдается дом со всеми неудобствами», режиссер Вера Сторожева

Пронизанная яростью и пламенным неприятием общественного порядка в России, вступившей в фазу новейшего средневековья, картина Серебренникова при всей остроте момента оказывается чужда российской органике. Иногда одной хлесткой реплики достаточно, чтобы убить подлинность. Западноевропейский слух не почувствует разницы, в то время как ухо человека, вышедшего из советской шинели, никогда не поверит в то, что простая русская тетка с продовольственной сумкой заведет с сыном-подростком разговор о «неконтролируемой эрекции». На театральных подмостках, где слово весит больше, такая условность была бы допустима, но на экране, где оживает жизнь, подобные реплики звучат диссонансом.

Занимательная «Зоология», в свою очередь, также питает слабость к внешним эффектам. Она экстравагантна, дерзка и смешна, и одно это уже превращает картину в долгоиграющий фестивальный хит. Объектом презрения в фантасмагории о хвостатой женщине выступает консервативная затхлость, которая довлеет над социумом и подавляет наши индивидуальности и свободы. Твердовский ратует за раскрепощение духа и с непринужденностью преодолевает общественные табу. При этом он не перегибает палку, не копает вглубь, а больше сколь­зит по поверхности, чтобы не подвергать публику слишком сильным эмоциям и не отпугивать ее. «Зоология» зависает в комфортной для режиссера нише между анекдотом и притчей, что делает картину одинаково интересной для самых разных групп зрителей. Но достигнув этой золотой середины, она начинает проигрывать в уникальности и ставит под сомнение серьезность намерений. Конечно, своей странностью она равняется на модного «Лобстера», но все же упускает шанс сравняться с гоголевскими фантомами.

Фестивальные компромиссы и компромиссы гражданские – все сошлось на 27-м «Кинотавре». Символическая победа «Хорошего мальчика» над «ужасным» «Учеником» ведь тоже многими принимается за компромисс. Но так ли это? В результате в непростительно «злые» времена восторжествовало «добро». Классический хэппи энд. В кино такой финал сулит облегчение. Вот только в жизни, оказывается, это бывает ровным счетом наоборот.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012