Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Дружба врозь - Искусство кино

Дружба врозь

  • Блоги
  • Инна Кушнарева

О комедийной драме или драматичной комедии Ноя Баумбаха «Милая Фрэнсис» (Frances Ha) – Инна Кушнарева.

Ной Баумбах не hip. Гринберг из предыдущего фильма с Беном Стиллером в главной роли тоже не был hip. И даже «Милая Фрэнсис» – не hip, хотя на первых минутах и кажется, что Баумбах умиляется своим героям. Такие славные, молодые, в Нью Йорке, в черно белом изображении под музычку, одна танцует, другая работает в издательстве, третий пишет сценарии, четвертый что-то ваяет, все в mid-twenties, то есть еще в районе двадцати, но уже ближе к тридцати. Главной героине Фрэнсис двадцать семь. У нее работа танцовщицы на полставки в какой-то мелкой контемпорэри данс-труппе, квартира напополам с подругой, на оплату которой она едва наскребает, и никаких особых перспектив. Умиление проходит быстро. В американских кинотеатрах, где показывали предыдущий фильм Баумбаха «Гринберг», висело объявление «Требуйте возврата денег за билеты не позднее одного часа фильма». Так и тут, печаль проявляется не сразу, но накапливается, постепенно и неуклонно.

frances-ha2
«Милая Фрэнсис»

Фрэнсис, которую играет теперешняя муза, подруга и соавтор Баумбаха Грета Гервиг, – красивая, рослая, даже тяжеловатая, иногда неуклюжая или подчеркивающая свою неуклюжесть. Что странно для ее поприща – танцев, но и на поприще успехов нет, она – первый кандидат на вылет из труппы. Открытая, добродушная по природе или по привычке, не требует по отношению к себе никаких церемоний, все понимает, не жалуется, не ноет, никого не винит, бодро движется… нельзя сказать, вперед, но куда-то движется, не стоит на месте и не сдается. И при этом все мимо. Все окружающие куда-то вписываются, устраиваются, она – катится вниз. Кроме того, она undatable, как это перевели на русский – «несвидабельна». Видимо, это называется «венец безбрачия», от этого лечат – народными средствами. Почему-то у всех кругом кто-то есть, а у нее нет. И этому рациональных объяснений тоже нет.

На вечеринке она знакомится со Львом, он назначает ей свидание, потом приводит ее домой, и они просто сидят по-дружески с его соседом по квартире и другой девицей, после чего Фрэнсис отправляется восвояси. Потом она переедет к ним жить, но тоже в качестве квартиросъемщика, а не подруги. Лев каждый день приводит новую девицу с известными целями, но Фрэнсис игнорирует. Даже второго соседа по квартире, который не пользуется успехом у девушек, она позже встречает на улице с девицей.

frances-ha3
«Милая Фрэнсис»

Баумбах замечательно передает, насколько непрозрачно, почему одни datable, а другие – нет. Как это не объясняется ни внешними, ни внутренними качествами. Непонятно, что Фрэнсис делает не так, почему не в состоянии перейти из статуса друга в статус «девушки». И в итоге, так ведь и не переходит, несмотря на happy end. В начале кажется, что вот Гервиг немного переигрывает неуклюжесть и неловкость. Например, слишком рьяно кидается искать банкомат, чтобы заплатить за ужин со Львом в ресторане, споткнувшись и чуть не упав по дороге. Женский бурлеск рядом с персонажем, который всегда невозмутимо cool (Льва играет Адам Драйвер, тот, что был полу-бойфрендом героини Лены Данем в Girls). Но потом бурлеска либо меньше, либо его уже не замечаешь, потому что не в нем дело. Хотя с другой стороны, ее стать среди субтильной молодежи как будто показывает, что она не вписывается в ее ряды. Грета Гервиг – вечный переросток среди хипстеров.

Главное алиби и страховка от наступающей на пятки жизни для Фрэнсис – дружба с Софи, еще со времен колледжа. Пусть нет отношений с противоположным полом, работы, квартиры, но зато можно вместе пробежаться по городу, есть кому положить голову на колени в метро и есть кому прибраться в квартире, чего Фрэнсис категорически не умеет. Но Софи отделяется от подруги методично и жестко. Съезжает на квартиру в более дорогом районе, аренду в котором подруге не потянуть. Заводит постоянные отношения. Уезжает с женихом в Токио, постит в блог о том, как им там весело. Собирается замуж. Фрэнсис до конца не верит, что лишилась последнего основания для того, чтобы откладывать взрослую жизнь.

Когда видишь черно-белое изображение в «Милой Фрэнсис», сразу думаешь: ага, Новая волна (и «Украденные поцелуи» смотрят). Но это пустая отсылка – как то путешествие в Париж, которое экспромтом предпринимает героиня. Возможно, самое дурацкое путешествие в Париж в истории кино. Вспоминается «Зеленый луч» Эрика Ромера, в котором героиня в вынужденном одиночестве отправлялась не в Париж, а на курорт к морю, но в ее путешествии все-таки была некая самодостаточность, а не бессмысленная пустота. Да и Ромер свою героиню щедро (по своим меркам) наградил в финале.

frances-ha4
«Милая Фрэнсис»

Хэппиэнд «Милой Фрэнсис», однако, не воспринимается как награда. Он как будто не был закономерной целью развития сюжета, а произошел случайно, между делом и мимоходом. Фрэнис ничего не остается, как устроиться на скучную административную работу, чтобы совсем не вылететь из труппы. После чего она вдруг и сама ставит спектакль, хотя не собиралась в хореографы. Удачно или неудачно, неизвестно наверняка, но что-то устраивается. Надолго ли – неизвестно.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Архив Андрея Тарковского будет выставлен на аукционе Sotheby's

07.11.2012

Коллеция режиссера, включающая в себя письма, аудиозаписи и фотографии, как ожидается, будет продана на аукционе «Сотбис», сообщает британская газета Guardian. Руководитель «Сотбис» Стивен Роу (Steven Roe) полагает, что архив дает удивительную возможность заглянуть во внутренний мир русского режиссера, чьи картины входят в многочисленные рейтинги «всех времен и народов». В частности, в нем есть блокноты с разборами, кадр за задром, созданных фильмов, черновики письма Брежневу и многие другие материалы.