Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Приключение - Искусство кино

Приключение

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На проходящем в Москве фестивале 2morrow была показана каннская картина «Форс-мажор» шведа Рубена Остлунда  (его фамилию также пишут как Эстлунд)  о том, как небольшая снежная лавина в Альпах, не унеся ни одной человеческой жизни, перевернула вверх дном отношения внутри образцовой буржуазной семьи. Итоги бескровной катастрофы изучает Зара Абдуллаева. 


«Турист» (по-настоящему «Форс-мажор») Рубена Остлунда в каком-то смысле trompe-l'œil – обман зрения. Лыжный курорт, снежные вершины (режиссер начинал свою карьеру со съемок фильмов о лыжном спорте), роскошный отель, семейка буржуа средней руки, приехавшая отдохнуть на недельку и влипшая в историю, Вивальди, звучащий уместно и насмешливо. Все эти компоненты присутствуют здесь в своем великолепии, комизме, но также в экспрессионисткой и строгой мощи, неотступном напряжении, заставляющим вспомнить «вражду полов» Стриндберга.

Фабула тянет «Туриста» в одну в сторону, а сюжет и способ съемки – совсем в другую. Не исключаю, что Стриндберг вылез из подсознания Остлунда, и режиссер о нем не помышлял. Однако интенсивность порушенных отношений счастливых поначалу жены с мужем (Йоханнес Кюнке, Лиза Ловен консли), их диалоги, мизансцены после потрясения во время обеда, когда сошла лавина, накрыв живописную террасу с вкусной едой, заставляет вспомнить скандинавского натуралиста. Он же провидец сюрреализма, а не только шведский знаток мирового значения мужского и женского. Но, в отличие от своего соотечественника, Остлунд участлив к женской партии в этой войне полов. И обладает юмором. Остлунд зеркалит переживания главной супружеской пары иронической поддержкой другой парочки, в которой молодая любовница вменяет партнеру постарше мужской эгоизм, а не мужской шовинизм, как было бы помоднее. 

«Турист» («Форс-мажор»), трейлер HD 

Итак, семейный кризис на фоне космического пейзажа, диагональных мизансцен пустого отеля, ударных планов лыжных ботинок в живописном шпалерном расположении и т.д. Чудные детки обычных и приятных до поры до времени шведов: нервный мальчик, прикипевший к папе, взрослеющая девочка с затаенной эмоциональной жизнью, готовая к открытым всплескам. Второй из недавней истории кино случай, когда буржуазная стилистика, но только до убийственного – ультрареального по сюжету и метафорического без намека на символятину – финала есть облатка кино об инстинктах, страхе, вине. О досоциальной природе человека. Такую же конфликтную обманку стилистики/содержания таил в себе фильм Ханеке «Скрытое».

Turist-2«Турист» («Форс-мажор»)

Отменно выверенная партитура «Туриста» разрывает с головокружительной беспощадной и точной режиссурой предыдущего фильма Остлунда «Игра». В нем, помимо прочего, был важен и удивителен неангажированный взгляд режиссера на отношения мигрантов из третьего мира, укорененных в Гетеборге, и этнических шведов. Никакой политкорректности, присущей поверхностным агентам оскорбленных (подростков) только фактом своей расовой принадлежности там наблюдать не пришлось. Но и другую правду (должно это сочетание слов писать уже без кавычек), включая непропедалированную ксенофобию, равнодушие шведских обывателей во время «забавной» жестокой игры, заложникам которой стал шведский мальчик, ведомый ушлыми иммигрантами, Остлунд не проморгал. Не ослушался.

В новом фильме он предпочел (отполировал) иные оптические и содержательные идеи, интересы. Жена, смятенная побегом мужа из-за стола во время лавины, стала одержимой навязчивой идеей: рассказывать один, второй, еще много раз этот случай знакомым и незнакомым друзьям из Швеции, тоже приехавшим на курорт.

Turist-3«Турист» («Форс-мажор»)

Зрители этого фильма – свидетели, как и смуглый отельный уборщик (в планах-рефренах), наблюдающий с верхнего этажа за выходками бледнолицых участников супружеской жизни, выпархивающих в минуты отчаяния из своего номера в исподнем.

Соединив пейзажи, достойные фотографий для календаря, с истерическими сценами то мужа, то жены; мятежные в своей тихости планы с неподдельным юмором; триллер – с бездной человеческих душ, Остлунд вступил на трудную территорию артмейнстрима, от которого не тошнит. Вполне себе результат. Но, придумав финал «Туриста», он разорвал границы столь угодной для публики территории. Удержавшись от спойлера, только скажу: финал обещает неожиданные возможности этого режиссера и его непредсказуемое место в текущем кинопроцессе.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Колонка главного редактора

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

15.08.2011

Запись программы "Ищем выход..." на "Эхо Москвы" с участием Даниила Дондурея. Читать и слушать выпуск можно на сайте "Эхо Москвы".


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).