Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Больно, ergo sum - Искусство кино

Больно, ergo sum

Собственно, там все и начинается — на Красном холме. Два длинноволосых отморозка снимают любительское видео: один катится на скейте с горы, другой снимает. Снято, и «настоящий», дрожащий, ребристый любительский взгляд заканчивается, появляется некто третий с гладким киновзглядом сверху — режиссер. Но ребята — Тода и Стефан — настоящие. Они и в жизни катаются на скейтах, раздолбайничают и снимают все свои глупые трюки на видео. Только что окончили школу, сейчас у них последние летние каникулы, и главная их забота — придумать, откуда бы еще спрыгнуть, какую часть тела покровавее проколоть и обо что побольнее расшибиться.

Никола Лежаич, снимающий все это и выступающий в роли режиссера, является таковым лишь отчасти. По его словам, сценарий у него был, но написал он его скорее для самого себя, чем для актеров, те его и в глаза ни разу не видели. Просто периодически выполняли указания Лежаича, который слегка направлял их в движениях и диалогах. По сути эти ребята играют и самих себя, и режиссера, для которого его дебютный фильм — ностальгический акт, воспоминание и путешествие «в поисках утраченного времени», а не исследование, размышление или попытка переосмысления прошлого. Хотя все это и так возникает в ткани фильма, само по себе, без намеренного «выдавливания» смыслов. Поначалу трудно определить, документальная это картина или игровая, герои настолько естественны, что не верится, что так могут играть подростки. Но и потом, когда формально фильм заявляет о себе как об игровом, восприятие отказывается считывать этот ярлык. Это жизнь, опосредованная несколькими взглядами, неразличимость их становится здесь самой природой кино: фильм рождает сам себя, из себя же.

Но наличие сценария, пусть и символического, диктует свои правила. Есть подобие сюжета, правда, весьма размытого. Есть Тода и Стефан, два друга, есть их компания из подобных им отморозков, есть даже девушка Стефана Дуня, выступающая здесь в чисто символической роли катализатора конфликта. Есть полуразрушенный, но живописный городок Бор, процветавший в 70-е годы, когда здесь был крупнейший в Европе медный рудник. Есть даже общество, как-то реагирующее на вползающие в их жизнь упадок и разрушение. Люди собираются на демонстрации, устраивают митинги, орут что-то со сцены, размахивают флагами Евросоюза. И есть «детки», все по тем же формальным признакам проходящие под маркой «бунтующие», философия которых вытатуирована у Тоды под мышкой — Skate and Destroy. Загвоздка в том, что сами они, похоже, и не знают, что такое бунт или протест против чего-то, и не хотят знать, даже не вполне осознают, что можно об этом знать. Просто веселятся.

Тоду, Стефана и их компанию со скрипом можно назвать представителями поколения «пост-Х» или «постноль», как ни коряво это звучит. Поколения, которое ни за что не будет отстаивать идеи своих родителей и продолжать их дело, потому что для них жизнь — чистый лист, они изобретают ее с нуля, открывают в ней то, что им нравится, а все остальное — просто глупость, не имеющая никакого смысла. Они не будут бороться, отстаивая какие-то принципы и идеалы, потому что таковые еще не сформированы, а оставшиеся от прошлого им чужды и просто не нужны. Они пока даже не знают, что такое — отстаивать. То, что делают они и что окружающие воспринимают как протест, на самом деле — развлекуха, а иначе скучно. Да и какие еще могут возникнуть идеи в полуразрушенном местечке, где вокруг — только горы, поля, ветер и куча развалин — свидетельств былого величия Бора, а теперь — прекрасных площадок для тусовок и катания на скейте? Ребята снимают на камеру каждый свой шаг, потому что это круто, это доказательство, это то, что можно отослать на MTV или просто показать друзьям — похвастаться.

Главным героем фильма, самым характерным представителем того самого поколения, становится именно Тода (это кличка, настоящее его имя и в фильме, и в жизни — Марко Тодорович). Его друг Стефан, равный ему по безумию мазохистских идей и раздолбайству, все же менее аутичен (да и принадлежит к социальному классу повыше) — понимает, что после школы как-никак надо что-то делать со своей жизнью, для начала — поехать в Белград, заняться учебой, найти работу и все в таком духе. Да и девушка у него есть. Для Тоды же все это настолько бессмысленно, что он даже не говорит об этом, все читается в его взгляде. Его угнетает, что Стефан постоянно возится с девчонкой, таскает ее повсюду, что скоро уедет из этой дыры, Бора, наверняка навсегда. Родители тоже пытаются вправить парню мозги — посылают на биржу труда, на курсы для безработных, где учат «продавать себя», то есть правильно писать резюме и вести себя на собеседовании. Социальная жизнь со всеми ее «прелестями» вот-вот начнет вгрызаться в Тоду, а он, в свою очередь, чувствуя это, в прямом смысле вгрызается в себя — только что не зубами, а всеми подручными средствами — иглами, кухонной теркой, бритвами и прочим. И этот болевой эскапизм (и отчасти экспрессионизм) лишен агрессии, это не средство и не протест, не самоцель и не философия, а какая-то цепь ритуалов, составляющих его modus vivendi. «Больно, ergo sum» — кажется, только так он и чувствует, что живет.

В картине «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента, которой, среди прочих, вдохновлялся режиссер, герой Ривера Феникса страдал нарколепсией — в стрессовом состоянии вырубался и, приходя в себя, никогда не знал, где и с кем рядом окажется. Защитный механизм. У героев «Красного холма» тоже свой механизм — своеобразная «обратная нарколепсия», вполне осознанная. Испытав стресс или поддавшись неприятным мыслям (а чаще просто так, без всяких причин), они режут и колют себя и друг друга, прыгают с высоты на бетонную площадку, до одури катаются в крапиве и хлещут друг друга ремнем. Так они вырубаются из этой реальности, чтобы вернуться туда, где им хорошо, в мир, где нет обязательств, не надо стоять в очереди и ходить на работу, рассуждать о чем-то с умным видом и интересоваться социальными проблемами. Вернуться в некое полуживотное и вместе с тем очень естественное человеческое состояние, без искаженного обществом разделения на «хорошо» и «плохо», на «надо» и «не надо». Так, социальная среда и нарастающие напряжение и недовольство жителей ситуацией в городе остаются на втором плане, почти за кадром, проступая лишь в некоторых коротких сценах, хотя, казалось бы, тема важная, социальная среда формирует молодежь и т.п. Можно рассуждать о том, что упаднические настроения горожан, социальные различия и разруха в городе негативно сказываются на детях, что они растут, как трава, жадно впитывая бессмысленные соки глобализации, что они бессознательно возводят пустой нигилизм в культ, отрекаясь от своего наследия и отказываясь замечать то, что творится вокруг. Это все справедливо, но и не совсем. Режиссеру важен не взгляд стороннего наблюдателя, аналитика-исследователя, который хочет посмотреть на себя со стороны и сделать какие-то выводы, а полное погружение, проникновение в ту вроде бы пустую, но абсолютно самодостаточную среду. И этот взгляд неожиданно наполняет ее если и не смыслом, то какой-то необъяснимой энергией созерцания себя в других и других в себе.

Атмосферу фильма во многом задает музыка. Это не панк- или хард-рок, который так любят сами скейтбордисты, а мягкие и текучие акустические мелодии, которые, пожалуй, и служат некими авторскими интермедиями, опосредующими происходящее на экране, напоминающими, что все это — взгляд режиссера, словно бы его видение. Музыка как бы останавливает время для нас, запечатлевая в памяти отдельные картины, — ребята катаются на своих досках, валяются в крапиве, едут на машине, высунувшись наполовину из окон. Это и воспоминание самого автора, и отображение некоего вечного для него момента, без конца и начала, засевшего внутри и спонтанно возникающего в памяти в разных вариациях.

Своеобразная кульминация картины — тусовка-пьянка за городом. Друзья болтают о том, кто куда пойдет работать, и о том, какие трюки нужно успеть вытворить до того, как все разъедутся. На полном серьезе обсуждают, что и чем лучше проколоть, кому надеть на голову ведро и отдубасить, откуда спрыгнуть. Говорят не с упоением мазохистов, а с наивной и тем более серьезной интонацией по-настоящему увлеченных профи. И тут обнаруживают, что один из их приятелей напился, сидит в углу и бормочет какую-то чушь. Парень в почти невменяемом состоянии, полуголый и с разболтанным красным бантом на шее сидит на полу и пытается оправдываться перед ребятами, упрекающими его: мол, зазнался, выпендривается, хочет поразить всех своим мастерством, хотя на самом деле ни черта он не умеет, не место ему в их тусовке. Конечно, все это снимают на камеру. Поначалу сбивчивая пьяная речь постепенно переходит в нечто вроде рэпа или даже мантры. Множество быстро-быстро текущих пьяных слов становится этаким устным манифестом скейтера-одиночки. Со слезами на глазах, сбивающимся голосом он полупищит-полускулит, что никому ничего не пытается доказывать, что ему наплевать на мнение друзей и кого бы то ни было, что скейт для него — не выпендреж и не хобби, это его жизнь. Он просто хочет кататься, любит кататься и будет кататься, даже если все его отовсюду выгонят, один, и больше ему ничего не нужно.

После этого монолога следует отличная сцена с расколачиванием старых «жигулей», стоящих во дворе. Тогда начинает лениво пинать машину ногой, тут подтягиваются и остальные, тоже бьют ее ногами. И вдруг — словно в припадке неконтролируемой ненависти к железу — начинают прыгать по крыше, колотить ее всем, что попадется под руку, в ход идут мотыги и лопаты из сарая, баллончики с краской, и вот под общее улюлюканье машина превращается в груду железного хлама. И всем снова весело.

Эта наивная тяга к разрушению идет не от затаенной ненависти, не от разочарования или стремления к протесту, а как раз от отсутствия каких-либо понятий обо всем вышеперечисленном. Когда лысый бугай совершенно без повода бьет Тоду по голове, тот падает, но тут же встает, со смехом подходит к нему снова и тут же получает новый удар. А когда на другой день друзья замечают бугая у дороги и зовут Тоду, у того не возникает ни малейшего желания отомстить лысому, ему даже извинения его не нужны.

Так же отстраненно воспринимает он и митинги, регулярно проводящиеся в Боре. Он смотрит на кричащих людей, но не видит их и не понимает, чего они хотят, почему идут, как стадо. Но общая атмосфера протеста, видимо, действует магнетически, и вот компания с грохотом вкатывается на скейтах в супермаркет и начинает крушить все вокруг, сметая с полок — в буквальном смысле, швабрами, — бутылки с шампунем и банки с консервами. Потому что весело.

В некоторых аннотациях фильм причисляют к жанру «coming of age drama», и формально так оно и есть: подростки, конфликт с окружающей действительностью, ссоры с друзьями, первые недомолвки, отношения с девушками, столкновение с действительностью. Но все эти гладкие и уже приевшиеся слова описывают только форму. «Красный холм» — фильм-ностальгия и фильм-настроение, полувизионерский экскурс в прошлое, а такие картины при своей незамысловатости и кажущейся открытости все время ускользают из-под слов, определений и рамок, даже самых изощренных и многослойных. Ускользают даже от базового разделения на документальное и игровое. Несмотря на неизбежно возникающие кинематографические аллюзии, фильм противится всем отсылкам к ним. Бежит от обобщений и выводов, от рассуждений о конфликте поколений и от формулировки каких-то осмысленных новых идей о «детках-постноль», наконец, от четкости сюжета и продуманности логики и характеров персонажей (да они и не совсем персонажи, получается). Видимая простота картины не позволяет рассуждать о ней слишком серьезно и строго. Режиссер, еще недавно бывший одним из таких ребят-скейтбордистов, действительно сделал фильм о взрослении — о времени, которое, как его ни лови, все равно исчезает незаметно и неясно куда. Зафиксировал состояние человека, только успевшего подумать и порадоваться тому, что он все тот же, каким был, что все по-прежнему здорово и прекрасно, что сейчас — самое лучшее время его жизни, и в следующий миг осознавшего, как сильно все изменилось и как далеко уже это самое «сейчас».

 


«Красный холм»

 

Tilva Ros

Автор сценария, режиссер Никола Лежаич

Оператор Милош Якимович

Художник Никола Берчек

Композитор Даниэль Дака Милошевич

В ролях: Марко Тодорович, Стефан Джорджевич,

Дуня Ковачевич, Марко Миленкович,

Ненад Станисавлевич, Ненад Иванович,

Филип Максимович и другие

Film House Kiselo Dete

Сербия

2010

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
«Послание к человеку» 2018. In Silico. Искусство радоваться малому

Блоги

«Послание к человеку» 2018. In Silico. Искусство радоваться малому

Евгений Майзель

С 17 по 19 сентября в петербургском кинотеатре «Великан Парк» проходят показы самой популярной программы «Послания» – международного конкурса экспериментальных короткометражных фильмов In Silico. В нем зрителей ждут интимные фотопьесы и фильмы-афоризмы, странствия Улисса и гимны Московии. Уголок осмысленной абстракции и вкрадчивой кинопоэзии вновь посетил Евгений Майзель.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.