Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На взгляд старожилов. Пришло «протестное» кино - Искусство кино

На взгляд старожилов. Пришло «протестное» кино

Мы давно перестали публиковать вступительные «кирпичи» в номерах «ИК», посвященных очередному «Кинотавру». «Взгляд на…» — этот классический дискурс, маркированный именем «неистового Виссариона», несколько стереотипизировался за последние полтора столетия. «Поиски жанра» вывели нас на диалоги и триалоги экспертов. Мы замахнулись даже на интервью с членами жюри. На сей раз родилась идея послушать, что скажут старожилы «Кинотавра» — уважаемые критики, прошедшие с Российским Открытым фестивалем весь его немалый путь.

В публикуемых ниже эссе читатель найдет индивидуальные, даже субъективные подходы к оценке фестиваля как целостного проекта, конкурсных фильмов и — что, возможно, самое ценное — нелицеприятные замечания по поводу частностей, каковые, как правило, не принято замечать и рефлексировать. Между тем именно частности формируют атмосферу фестиваля — подобно тому, как прозу делает деталь. Рубрику «Репертуар», где конкурсные фильмы анализируются фундаментально, дополняет эссеистский раздел «Комментарии», представляющий альтернативные точки зрения — на кинопроцесс, на искусство фестивального программирования, на вердикт жюри и, в конце концов, на критическое сообщество.

Елена Стишова



Андрей Шемякин

Пришло «протестное» кино

Подхватив брошенное в воздух предложение «написать произвольные заметки о «Кинотавре», скоро понял, что поступил опрометчиво. В отличие от многих уважаемых коллег, имеющих возможность год за годом наблюдать ход процесса и соответственно засекать мельчайшие сдвиги и судороги, а локальным возмущениям атмосферы присваивать тот или иной статус, приезжаю в Сочи редко и больше снимать, чем смотреть. Впечатления — скорее беглые, примеры — условные, доказательства — по касательной.

Публичные разговоры критиков друг с другом на кинематографических дискуссиях, как правило, носят форму выяснения отношений — через головы ни в чем не повинных режиссеров, — что фильмы опять становятся паролями, а ответ на вопрос, какая именно картина понравилась, начинает смахивать на «како веруеши» незабвенных 70-х. И то правда. Уж очень сильно срифмовались эпохи: та и эта. Не развивая сравнение, хочу заметить только одно: возвращение упований. От художников все эти годы профессиональные зрители (то есть опять же критики) по традиции ждали чего-то всеобъемлющего и тотально объясняющего время, хотя и стеснялись родимого атавизма. В перерывах между просмотрами как-то уж очень по-чиновничьи назначали главных и гениальных и предсказуемо лоббировали отобранные кандидатуры по ходу присуждения премии нашей Гильдии. Кому-то это помогало, но художники как бы не очень участвовали в излюбленных играх и упорно гнули свое. Чем и были хороши и любезны: «приказы по армии искусств» ни к чему хорошему не приводили, мы это, кажется, еще не забыли, и любая партийность еще не так давно вызывала сомнение, если не омерзение.

Независимость ума и свобода духа были главными добродетелями творца в те еще годы. Но сейчас, похоже, ситуация меняется, и прямо на глазах. Кликали — накликали. Пришло «протестное» кино, но в таком виде, что соглашаться с ним и тем более «поддерживать» (какое мерзкое слово!) ну совсем не хочется. А менять вехи — слуга покорный. Просто накопились неразрешенные противоречия времени, к которым искусство начинает подбираться, но они еще не вошли в зону публичного обсуждения. Нынешний конкурс — рубежный: мне кажется, пора назвать кошку кошкой.

Итак, наше кино (увы или ура — еще вопрос) после некоторого разброда и шатания опять стало советским. С обратным знаком, конечно, но сути дела это не меняет. С интонацией тотальной уклончивости, ускользая от окончательных формулировок, как некогда диссиденты (помните, конечно, это чудесное определение А.Ю.Даниэля), оно — практически без исключений! — показывает отечественный социум как общество, лишенное будущего. Так советская пропаганда определяла «буржуазный Запад» — и это в то время, когда появилось важнейшее понятие — «качество жизни», когда «синие воротнички» — рабочий класс — научились бороться за свои права в рамках существующих институций, и, естественно, старый советский агит-проп ничего этому противопоставить не мог, кроме площадной брани: «во дают, гады!».

Как выяснилось за последние двадцать лет, государство осталось фискально-распределительным — просто номенклатура распределяемых благ сильно поменялась. Нынешнее «протестное» наше кино (отнюдь не только «Елена») и показывает эту метаморфозу. По-разному ее, однако, объясняя. В этих объяснениях все и дело.

Конкурсная программа, подобранная очень точно и даже броско (браво программной дирекции!) и говорит о том, что единственное отличие между фильмами — это вариации на тему «кто виноват». Жюри выбрало из всех картин самую непрофессиональную, но зато искреннюю — «из ряда вон». Вообще-то всегда считалось, что именно такая мотивировка — прерогатива критиков, но наши решения в последние годы опасно приближаются к решениям жюри, по принципу «если бы директором был я», и это не только о «Кинотавре». Главный же вывод почти всех фильмов обсуждаемой конкурсной программы — констатация тотальной зависимости индивида от социума, и проявляется она именно в тот момент, когда индивид пытается действовать самостоятельно.

На уровне сюжета это несколько фильмов с пересечениями разных историй, не ведущих, как в сериале, к бесконечному продолжению, а, напротив, к жуткой бездне, поджидающей героев. Если же возникает герой-деятель, особенно женщина (как в «Белом мавре...»), ее тут же убирают с дороги — чтобы не мешала.

На уровне не только сюжета, но и экранной пластики это фильм Бориса Хлебникова, где общество пытается гасить своими ритуалами любую активность, не предписанную правилами поведения, и финальная беспорядочная драка — лишь превышение концентрации этого давления. К сожалению, фильм слишком «олтменовский» — по отношению к образцу, выбранному для подражания, нет ничего «сверху», в меру педантично, в меру забавно — для своих. Этому кино цены бы не было лет двенадцать назад, когда только воссели «новые узкие» (В.Царев).

На уровне «миросозерцания», что и сделало его фестивальным событием, это в высшей степени несобранный, недодуманный, косолапый, но с какой-то дикой энергией, хоть и уже во многом вычисленный фильм «Жить» Василия Сигарева, собственно, и состоящий из «порывов». И держит здесь индивида не социум как таковой, а его мистика, которой и ищется экранный эквивалент, в полюсах между строгой документальностью и отмороженной театральностью. Концы с концами не сведены, но оператор (Алишер Хамидходжаев) гениальный, актрисы тоже — спишем все на «нутро». Нужно русское кино — вот оно, по бессмертной формуле Гайдая: «На лицо ужасные, добрые внутри». Ну, правда, теперь не добрые. Дали бы подумать парню, как предлагал Антон Мазуров, — нет, нужны кумиры. Или — калифы на час? Дай бог, соберется с силами и сделает. А пока — заготовки.

Наконец на уровне следования традиции отечественного кино честная и без затей лента «Дочь», перекидывающая мостик аж к «Тучам над Борском». Разумеется, оставшаяся где-то на обочине обсуждения, хотя замеченная.

Есть, конечно, обнадеживающие исключения. Это фильм Нурбека Эгена «Пустой дом». Это заслуживающая отдельного разговора экспериментальная и очень осмысленная работа Светланы Басковой «За Маркса…», как раз учитывающая предшествующий опыт политического кино, прежде всего итальянского, — об импотенции социума в его способности к самоорганизации. Фильм-предупреждение, ключ к конкурсной программе как концептуальному целому. И, наконец, на мой взгляд, лучшая лента «Кинотавра»-2012 — «Искупление» Александра Прошкина. Она устремлена не к «правилам», которые надо нарушать или которым надо следовать. Она устремлена к тому прошлому, которое не отпускает, вопия из могил. К прошлому, усиленно вытесняемому из сегодняшнего социума и формирующему комплекс ожидания отложенной расправы, аккуратно тиражируемый в многочисленных блогах и заметках «Фейсбука».

Кричим: «Волк, волк!» А зачем он здесь? С таким анамнезом и так бери всех голыми руками. Реальное сопротивление, похоже, кончается — осталась родимая фронда, «протест», тешащий критическое самолюбие и узаконивающий крепчающую партийность.

В целом же, глядя на фильмы уже как на воплощение продюсерской (то есть опять же государственной) стратегии, могу выразиться так: получить политическую свободу (пусть куцую и относительную) в России дело нехитрое. Традиции политической фронды есть, и почтенные. А вот что такое свобода экономическая и как ее пустить в дело? Вопрос для следующих — как минимум трех — поколений соотечественников, которые будут искать ответ при полном равнодушии либеральной интеллигенции, чье сердце всегда было, есть и будет расположено слева. А где у нашей интеллигенции сердце, там и одобряемое ею искусство.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Ревущие 20-е

Блоги

Ревущие 20-е

Нина Цыркун

Одновременно открывающий 66-й Каннский фестиваль и выходящий в российский прокат «Великий Гэтсби» База Лурмана предстает, по мнению Нины Цыркун, чуть ли не постраничной иллюстрацией одноименного романа, но при этом сам дух эмблематичного для «века джаза» знаменитого произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда полностью выветрился из картины. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Искусство кино» продолжает принимать заявки на участие в сценарном конкурсе «Личное дело»

12.01.2018

«Искусство кино» продолжает принимать заявки на участие в сценарном конкурсе «Личное дело».В прошлые годы победителей, которых мы напечатали в журнале, выбрали члены жюри — режиссеры Алексей Балабанов, Бакур Бакурадзе, Василий Сигарев, Борис Хлебников и Николай Хомерики, а еще актриса Татьяна Друбич.