Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Смотрю на ботинки - Искусство кино

Смотрю на ботинки

Сижу смотрю на ботинки, потому что не все далеко дорубают.
Кажется, что это просто набор кадров.
А это сценарий.
(Павел Пряжко)

История, рассказанная Павлом Пряжко в его дебютном фильме[1], составляется на наших глазах из свидетельств разных молодых людей. Эти видеодокументы на тему «Как я провел лето», или «Как я ездил на дачу зимой», или «Как я встречалась с подружкой» по технологии похожи на кусочки фильма «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева.

Его снимали ростовские непрофессионалы под руководством режиссеров, и потому там есть и дыхание неструктурированной жизни и спровоцированная режиссерами драматургия. У Пряжко в ход идут как раз не очевидно драматичные моменты, а то, что обычно выбрасывается в корзину: шумы, помехи, случайное появление в кадре оператора или даже самой камеры — той, которую актеры, они же операторы, они же свидетели, передают из рук в руки.

В финале этой обесточенной центробежной истории актриса Алена Старостина выходит во двор дома с бумажной табличкой в руках и, повинуясь режиссерским указаниям актера Ивана Николаева, становится то под куст, то рядом с кустом. В идеале нужно, чтобы табличка была на уровне груди и на фоне зелени: а то «зелени ни х*я нет…» — сообщает Николаев за кадром. На одной табличке — «В ролях: Алена, Иван, Лиза, Катя, Дима и др». На другой — «Фильм принадлежит Алене, Ивану, Лизе и Паше». Пряжко продолжает практиковать анонимность — где-то начиная с пьес «Легкое дыхание» и «Запертая дверь» автор все больше растворяется, уходит на поля, уступая место «свидетелям».


Потому что видишь:
думают, что это просто какие-то обрывки,
а это ни х*я не так!
(Павел Пряжко)

Павлу Пряжко тридцать пять лет, он живет в Минске. Его пьесы начали ставить в середине нулевых. Сегодня спектакли по пьесам Пряжко уже второй раз выдвигаются в номинации «Новация» фестиваля «Золотая маска». Минской театральной жизни Пряжко не принадлежит — Беларусь знает о нем по новостям из России или Европы. Последние годы петербургский театр POST стал флагманом текстов Пряжко и разгадывает его ни на что не похожие пьесы.

Дебютный фильм Пряжко — это срезки свободного времени трех молодых людей. По методу же это история про тех, кто смотрит, а не про то, что мы видим.

Нанятым «свидетелям» Алене, Ивану, Лизе (Алена Старостина и Иван Николаев — актеры театра POST, Елизавета Снаговская — театровед и менеджер театра POST) Пряжко предлагает свободу: хочешь — снимай пчелку, хочешь — свою тень на дороге, хочешь — девушку со спины, хочешь — бесконечные пейзажи из окошка поезда, пересекающего русско-финскую границу. Дальше снятое отсматривалось, комментировалось и монтировалось. Получилось коллективное авторство, ответственность за которое в итоге нес супервайзер из Минска. Благодаря Алене, Ивану и Лизе фильм Пряжко имеет несколько географических прописок: от апартаментов в финской глубинке до дачного домика в питерском пригороде. Это Алена, Иван и Лиза снимают друг друга на фоне чистеньких финских интерьеров, это Иван едет на дачу под Рощино и там колет дрова, молится и моется в сауне. Это Алена ходит по питерскому ТЮЗу с фотоаппаратом и снимает усталых женщин на их рабочем месте. Они предъявляют нам свои дневники наблюдений — вот, мол, смотрите, если хотите, как мы ездили, ходили, улыбались, ждали, слегка расстраивались, скучали и дружили. Иначе говоря — смотрите, как мы проводили время. Их время — у каждого свое — и запечатлено камерой с бесхитростным вниманием. Оно и не смонтировано никак внутри отдельно взятого эпизода: парень блюет в гостиничный унитаз столько, сколько и блевал на самом деле, девушка Лиза танцует в пустом финском баре столько, сколько и танцевала, а девушка Алена сидит в утреннем питерском кафе столько, сколько и можно высидеть за один раз.

matvienko-0
«Хожу смотрю на ботинки». Девочки (Елизавета Снаговская, Алена Старостина)

Все становится как бы демократичней. Это только обогащает
и дает возможность снять худ. фильм любому,
с помощью любых технических средств.
(Павел Пряжко)

Позитивистское внимание к среде — а фильм начинается с трудящейся над цветами пчелки, за которой камера долго следит, — становится только предлогом для того, чтобы пристально и эгоистично вглядеться в собственную жизнь. Показывая простые вещи, из которых состоит на самом деле обыденность, авторы фильма настаивают на внимании к себе, к своим ритуалам и своей жизни. Это любопытным образом обнаруживается, когда в кадре вдруг появляются чужие люди — случайные попутчики Алены, Ивана и Лизы.

Женщины из ТЮЗа, которых фотографирует Алена, стесняются, силятся улыбнуться, камера случайно показывает ноги одной в войлочных тапках-сапогах и рабочее место другой — с аккуратно засунутой под стекло затрепанной бумажкой с телефонами и журналом, где отмечают, кто и когда взял ключ. Даже случайная соседка Алены по утреннему кафе выглядит некрасивой и беспомощной с картонным меню в руках. Что уж говорить о людях из электрички, в которой Иван едет по зимней Ленобласти в сторону Выборга. Что говорить о двух женщинах в меховых беретах, встретившихся Ивану на пути к даче. Все они как будто по ту сторону мира Алены, Ивана и Лизы. И все они напоминают нам о существовании мира другого, не такого спокойного и сосредоточенного, какой мог бы быть и какой есть у Ивана, Алены и Лизы.

Так было в пьесе, а потом и спектакле «Злая девушка», поставленном Дмитрием Волкостреловым по пьесе Пряжко в этом самом питерском ТЮЗе, где прекрасная компания молодых людей хорошо проводила время в современном городе. В «Хожу смотрю…» это определенным образом маркирует героев: они, по сути, не столько свидетели, сколько носители своих хрупких домиков на плечах. И нам показывают, что эти домики, в принципе, можно не разбить, не раздавить — в них можно пожить с временной пропиской.

Видишь, многие привыкли, что кино — это диалог, говорящие головы. А это ни фига не так! Поговорили две головы, проход ради связки, поговорили в другом месте. Павел Пряжко

Но другой, более хаотичный и грязненький мир существует. Это становится ясно, как только вместо стеклянных дверей финских апартаментов в кадре появляется дверь в питерскую парадную — многократно крашенная, с облупленным кодовым замком. И небо другое, и пустой вокзал с зарешеченной кассой на станции Ланская, и вид из окна трамвая на спальный район тоже другой. Тот, кто снимает, не фокусируется на подробностях — они просто сами лезут в кадр.

Важен герой — тот, кто напряженно думает о своем, находясь на этом вокзале, или курит в тамбуре электрички, или парится в дачной сауне. Мы всюду следуем за ним, идем за ним, смотрим ему в затылок и ждем — что же будет теперь? В названии «Хожу смотрю на ботинки» важно вот это глагольное первое лицо, а уж ботинки — да, попадаются, и это неизбежно. Открытое присутствие в кадре и фильммейкеров, и героев только усугубляет субъективность высказывания. Вроде как несвязные кусочки чьих-то безобидных каникул, а потом жизни после возвращения домой рисуют в итоге прихотливую кривую внутренних переживаний.

matvienko-2
«Хожу смотрю на ботинки». Иван Николаев

Эти герои — а двое из них профессиональные артисты, не забывающие перед камерой о том, что они люди, — заняты собой и своей рефлексией по поводу выразимости или невыразимости мира. Они не откровенничают и вообще чаще молчат или говорят на посторонние темы, но они как будто озабочены чем-то. Пожалуй, тем, чтобы уметь жить здесь и сейчас. И фильм получился про то, как живут здесь и сейчас правильные красивые молодые люди. У них что-то не очень с работой, если верить реплике Старостиной, но и работа официантки ее не очень расстроит — такой вот любопытный антисоциальный жест совершают авторы фильма.

Сделав открытым прием — да, мы герои, мы актеры, но мы еще и снимаем друг друга сами, предварительно договариваясь о том, где именно и под каким кустом будем снимать друг друга, — нас лишают пресловутой иллюзии. Магии нет — есть любительская съемка нескольких моментов из жизни людей. И это, пожалуй, и есть зона наибольшей откровенности: раз увидев персонажа в качестве режиссера, мы и в другом месте, где он вроде как только герой и не обращает внимания на камеру, будем помнить, кто этот человек.

И серьезное выражение его лица нас не обманет: да, он просто моется и молится. Ничего сверх нормы.


[1] «Хожу смотрю на ботинки».
Автор сценария Павел Пряжко.
Режиссеры Павел Пряжко, Елизавета Снаговская, Иван Николаев, Алена Старостина. Операторы Алена Старостина, Иван Николаев, Елизавета Снаговская, Дмитрий Волкострелов.
Монтаж: Павел Пряжко. Паша/Алена/Лиза/Иван — студия.
Россия. 2012


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Джессика Хауснер: «Я женский режиссер»

Блоги

Джессика Хауснер: «Я женский режиссер»

Наталья Серебрякова

Завершился Венский кинофестиваль, на котором было представлено не так уж много австрийского кино. Но одним из таких фильмов была «Безумная любовь» Джессики Хауснер («Милая Рита», «Отель», «Лурд»). Наталья Серебрякова поговорила с режиссером.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве стартует фестиваль израильского кино

11.10.2012

В Москве открывается фестиваль израильского кино, который пройдет с 11 по 17 октября в кинотеатре «Пионер». Организаторы отмечают, что программа состоит из фестивальных фильмов, объехавших весь мир, и национальных хитов, собравших кассу в израильском прокате.