Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Кино «на вырост» - Искусство кино

Кино «на вырост»

По короткому метру принято оценивать потенциал режиссера, владение ремесленными навыками: умение работать с артистами, оператором. О существовании подобной презумпции напомнил председатель жюри короткометражного конкурса «Кинотавра» Борис Хлебников, когда вручал главный приз Тимофею Жалнину за фильм «F5». Напомнил, чтобы подчеркнуть: победившая картина — это не просто ученический этюд, но цельное произведение, история, рассказанная человеком, у которого есть собственное представление о мире.

kinotavr-2013-logoПолучалось, что «F5» — это скорее исключение, а правило, соответственно, подразумевает некоторую неполноценность, незавершенность. В коротком метре проблема дефицита сценариев столь же актуальна, как и в полном.

Судить бескомпромиссно короткометражки сложно: курсовые и дипломные работы учащихся кинематографических вузов — сырье не только для профильной вузовской «Святой Анны», но и для любого другого фестиваля, где показывают короткий метр. В том числе для «Кинотавра». Установить единую систему мер и весов для студенческих фильмов и затесавшихся между ними отдельных высказываний не получается. Приходится каждый раз пересматривать исходные данные, но это нормально.

Например, отмеченная дипломом жюри «Норма жизни» Евгения Бяло — качественно выполненное упражнение в жанре «новый реализм»: в тридцать минут укладываются неустроенный быт семьи, обнаружение юношей мертвого отца, гипертрофированное равнодушие близких, ожидание санитаров, визит организатора ритуальных услуг, гнетущая обыденность столкновения со смертью.

В «Холоде» Глеба Росса та же тема смерти одного из родителей, напротив, обрастает пошлыми приметами «страдания»: сыгранный самим режиссером герой самозабвенно и не без самолюбования пьет до потери сознания и памяти, попутно успевая расстроить нескольких девушек. Бонусом — обнажающий, вероятно, неприкаянность юноши эпизод с варежками.

Есть также упражнения, увы, еще более неровные в жанрах хоррора и мистического триллера. Сюжет «Ловушки» Дмитрия Корабельникова даже пересказывать неловко: человек с бутылкой никак не может покинуть подземную автостоянку, повторяя раз за разом путь от машины к лифту. Зато создатели потренировались снимать зловеще тусклые пространства. Фабула «Щелчка» Вадима Ватагина, в котором загадочный незнакомец движением руки переносит героя в иной мир, претендует на большее. Но мало что удручает так, как претенциозная любительская фантастика. Многие сами пишут то кино, которое снимают: возможно, оттого, что чужие сценарии еще хуже. Но все же людей, способных адекватно оценить чужой текст, больше, чем способных оценить собственный. Режиссеров же с драматургическим талантом еще меньше, чем с критическим. Значит, девяти из десяти постановщиков следует с особой осторожностью относиться к своим сочинениям.

Есть «Шнырь», в котором Виталий Суслин вызывает духов того советского кино про деревню, которое обычно ассоциируется с Василием Шукшиным (не случайно дипломной работой Суслина стала экранизация шукшинского рассказа «Ванька Тепляшин»). Есть актуальная игра с документальностью в «Собачьем кайфе» Ивана И. Твердовского, которому удается решить две сложные и очень важные для режиссера задачи: найти героя и снимать его так, что уже и не важно, что именно с ним происходит. Есть формальные эксперименты: в «Туфельках» Константина Фама мы видим только ноги и обувь героев, в «Алмазной кожуре» Алексея Смирнова — сны героини.

Объяснить присутствие в программе еще пары­тройки фильмов вовсе не представляется возможным. Остальное — анекдоты. Случай с ожидаемо неожиданным финалом естественным образом оказывается самым удобным материалом для короткометражки.

Алексей Шабаров снял анекдот-­гиньоль «Вместе навсегда» про человеческие конечности: девушка думала о том, что это такое — быть «вместе навсегда», а после теракта ей пришили ногу погибшего бойфренда. Увы, фильм ничего не добавляет к пересказу, оказывается заложником эстетики «Ералаша»: не хватает только характерного музыкального проигрыша перед развязкой.

В «Расфокусине» Оксаны Михеевой герой Александра Яценко изобретает одноименное средство и случайно превращает в человека­-невидимку Екатерину Щеглову: это уже что-­то из «приключений Шурика», новое «Наваждение». В «Холиваре» Дарьи и Кати Носик две официантки становятся жертвами ушлого менеджера — пожалуй, опять «Ералаш», но честный, не притворяющийся чем­либо еще.

«Стенка» Роберта Дэфа с Равшаной Курковой и Андреем Никитинским — не анекдот даже, а сатирический памфлет про кризис отношений и нелегкую женскую долю: неглупая красотка вынуждена выслушивать от сожителя пространные упреки в бездуховности. Снято в распространенном режиме «безжизненный глянец», зато бескомпромиссная дикость узнаваемой ситуации несколько исправляет положение.

И, наконец, «Измена» Григория Добрыгина (еще один диплом жюри — «За безграничную любовь к себе и блестящую самоиронию») — восьмиминутная история любви хипстера к собственной руке: от влюбленности к страсти, ревности и расплате. Тоже анекдот про конечности, как и «Вместе навсегда», но принципиальная разница заключается в том, что в этом случае пересказ не передает содержание фильма. Здесь важно не что показали, но как: красная шапка, кофейня, вышка на пляже — и уже не избежать сравнений с Уэсом Андерсоном. Пластика движений, точность гэгов — и сравнения оказываются комплиментарными.

lyashenko2
«Измена», режиссер Григорий Добрыгин

Умело сделанная технически, «Измена» подкупает зрелым отношением к жанру: современная комедия для умного зрителя не нуждается в акцентах на смешном, как не нуждается триллер в фокусировке, оптической и смысловой, на эксплуатации тревоги. Большинство режиссеров короткого метра подчеркивают свой замысел, суетятся из опасения: «а вдруг не поймут?» и ведут зрителя за руку, подталкивают его: «смотри, здесь смешно/страшно/странно». Добрыгин же выстраивает вокруг истории релевантный ей мир.

К тому же это не экранизация тридцатистраничного сценария, какие вынуждены писать студенты­драматурги, а продукт естественного развития. Сначала автор, который учится сейчас театральной режиссуре, придумал трехминутную зарисовку про юношу и руку. Затем оформилось развитие их отношений, сложился любовный треугольник, возник конфликт и так далее до развязки и эпилога, делающего финал открытым. Образцово­показательная драматургия и ничего лишнего.

Мало кто снимает короткий метр именно потому, что хочет снимать короткий метр. Удачная короткометражка — заявка на полнометражный дебют, тренировка, раскачка. Между коротким и полным метром отношения, как между рассказом и романом. Можно писать хорошие истории на десять­двадцать страниц, но в вечность обычно попадают с большой формой. В нее верят издатели и читатели.

То же верно и для зрителя. Михаил Сегал писал рассказы, превратил один из них в «Мир крепежа» и победил два года назад в соответствующем конкурсе «Кинотавра». Пришлось снять еще три рассказа, подклеить их к первому и выдать полный метр: «Рассказы». На отдельные фильмы денег не дали бы. Тут, конечно, и вопрос проката играет большую роль: как возвращать потраченные на короткий метр деньги? У нас никак.

Но добрыгинская «Измена» идеально работает именно с тем временнЫм интервалом, который ей отведен. Плохо, когда из двухчасовой ленты хочется вырезать сорок минут. Еще хуже, когда к сокращению взывают пятнадцать минут. Замечательно, если фильм длится ровно столько, сколько нужно для того, чтобы рассказать историю. Хорошо бы у Добрыгина нашлись истории подлиннее — дефицит сценариев грозит кино истощением.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Блеф. «Игра на понижение», режиссер Адам МакКей

Блоги

Блеф. «Игра на понижение», режиссер Адам МакКей

Нина Цыркун

«Игра на понижение», основанная на реальных событиях, потрясших Америку, получила пять оскаровских номинаций в основных категориях и на этой неделе выходит в прокат. О картине Адама МакКея – Нина Цыркун.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Милосердие.док наградило фильмы о преодолении

19.06.2014

В Москве вручили награды авторам лучшего короткометражного документального кино и социальной рекламы. Подведение итогов фестиваля «Милосердие.doc», который во второй раз проводит интернет-портал о благотворительности Милосердие.ру, состоялось в московском Центре документального кино 18 июня.