Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Cadenza visuale. «Жасмин», режиссер Вуди Аллен - Искусство кино

Cadenza visuale. «Жасмин», режиссер Вуди Аллен

Лев Толстой говорил, что скажет всю правду о женщинах, но только ложась в гроб, не раньше. Что за квинтэссенцию имел в виду писатель, уже не узнать и бесполезно гадать, какую страшную тайну он еще не высказал, несмотря на все созданные им незабываемые женские образы — от Наташи Ростовой до Анны Карениной, от Элен Безуховой до княжны Марьи. Про Вуди Аллена можно сказать нечто подобное: он сорок лет рассказывает на экране про женщин и все еще не истощился, приберегая для нас все новые и новые откровения.

Лучшие актрисы, в том числе его возлюбленные — Дайан Китон и Миа Фэрроу, а также Шарлотта Рэмплинг, Мэриел Хемингуэй, Джералдин Пейдж, Барбара Херши, Мира Сорвино, Джуди Дэвис, Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус играли его сложных, противоречивых, экзальтированных, романтичных и эксцентричных героинь, и вот теперь в этот блистательный список вошла еще одна звезда — Кейт Бланшетт, за что ей уже прочат «Оскар». Выбор режиссера пал именно на нее, вероятно, потому, что актриса в числе прочего прославилась ролью Бланш Дюбуа в бродвейской постановке «Трамвая «Желание», а фабула его фильма «Жасмин» отчасти мотивно связана с пьесой Теннесси Уильямса. Речь тут не о заимствовании; Вуди Аллен, скорее, со свойственной ему тонкой иронией лишь слегка напоминает о знаменитом и всем знакомом сюжете, выводя на авансцену сильно перелицованную, неузнаваемую Бланш эпохи экономического кризиса, сходную с той южанкой-аристократкой разве что крайней невротичностью и внезапной бездомностью.

Все шесть часов перелета из Нью-Йорка до Сан-Франциско Жасмин, не умолкая, рассказывала случайной соседке, пожилой молчаливой даме, о своем ушедшем в мир иной муже, его привычках и сексуальной потенции, о врачах, которым нельзя верить, о лекарствах, которые не помогают (мартини с водкой эффективнее), о своих потерях и своем отчаянии, чтобы, поспешая расстаться. Попутчица недоуменно сказала встречавшему ее мужу: «Она что-то всю дорогу бормотала о своей жизни». И, кажется, вот ключ к образу: страдающая, надломленная женщина, хрупкая и беззащитная, оказалась один на один с чуждым, холодным, равнодушным к ее проблемам миром. Стало быть, она достойна жалости и всяческого сочувствия, с которого и начинается наше путешествие по фильму.

Жасмин и далее говорит не умолкая, горстями глотая транквилизаторы и запивая их мартини или «Столичной». Мало-помалу ее излияния, которые даже не требуют реакции слушателей, начинают утомлять. А реакции ей и вовсе не нужны, ни наши зрительские, ни партнеров по диегезису; чаще всего Жасмин говорит, обращаясь в пустоту, словно беседуя сама с собой, — и можно было бы увидеть в этом тень безумия, упавшего на реинкарнацию Бланш Дюбуа, если бы не пересиливало упорно закрадывающееся подозрение в том, что перед нами — да, искренне страдающая, да, бескорыстная, но притворщица и обманщица. Женщина, чье призвание — служить изысканной видимостью, фирменным знаком экономики мыльных пузырей. Оставаясь на мели и при этом щедро раздающая чаевые, без зазрения совести поселившаяся в доме и без того утесненной сестрицы. Слезно доборматывая свою исповедь перед случайной попутчицей и жалуясь на полное безденежье уже в аэропорту перед багажной лентой, Жасмин указывает носильщику на свой чемодан, называя не цвет, не габариты, а марку — Louis Vuitton.

На самом деле она и не Жасмин вовсе — это имя она сама себе придумала, а по-настоящему ее зовут Жанетт. Но бывшему мужу, финансовому инвестору Хэлу (Алек Болдуин), тоже нравилось это искусственное цветочное имя. Его устраивало присутствие рядом с собой элегантной, дорого одетой, с аристократичной внешностью женщины как знак собственной успешности и респектабельности. Ее аксессуары — ремень от Chanel, сумочка Artemis, туфли Vivian Royal — безошибочно названные новым знакомым, вдовцом-дипломатом Дуайтом (Питер Сарсгорд), сразу выделили для него Жасмин на многолюдной вечеринке. Эти очевидные знаки отличия служат и для этого джентльмена главной приманкой: он готов взять Жасмин в жены-соратницы, чтобы в ближайшее время начать карьеру политика, чье искусство, как известно, состоит в том, чтобы пускать пыль в глаза с помощью видимостей. И Жасмин точно попадает в струю: представляясь ему, она говорит не просто «Я из Нью-Йорка», а «Я из Нью-Йорка, с Пятой авеню». И как же она страдала, когда в магазине на Манхэттене, где она, оставшись без гроша, зарабатывала на жизнь продавщицей в обувном отделе, ее увидела знакомая дамочка!

Беда Жасмин была не в том, что ей пришлось трудиться в непрестижном месте, а в том, что ее увидели в этом качестве. Ее суетливость, истерики на пустом месте, ее застывшие в огромных глазах слезы вместе с аккомпанементом беспрестанно льющихся слов, из чего складывается рассказанная для нас история, на самом деле сadenza visuale, пафосный жест, отвлекающий от подлинной сути маневр, призванный скрыть историю подлинную. А в этой истории Жасмин далека от безобидной страдалицы Бланш Дюбуа: она – разрушительница чужих жизней. С ее подачи не состоялось возможное счастье сестры, незадачливой Джинджер, которая вместе с мужем выиграла в лотерею четверть миллиона долларов и, доверившись Жасмин, отдала их Хэлу, а тот пустил денежки по ветру. Это она, Жасмин, руководствуясь инстинктом собственничества, донесла в полицию на Хэла, чтобы не отдать мужа молоденькой сопернице, и тот повесился в тюремной камере. Это она сломала карьеру пасынка, которому стыдно было оставаться в Гарварде, когда развеялся миф о его гениальном отце, бизнесмене и филантропе[1].

Режиссер традиционно, вполне незатейливо строит повествование; он ведет линию Жасмин, то и дело возвращая героиню в прошлое, что каждый раз добавляет штрих к портрету. Жасмин входит в стандартную квартиру сестры, и этот эпизод монтируется со сценой ее вселения в шикарный дуплекс на Манхэттене: «И как только люди дышат в домах с низкими потолками!» Искреннее радушие Джинджер контрастирует с плохо скрываемой досадой Жасмин, когда к ней в дом нагрянули гости из Калифорнии, даже не претендовавшие на стол и кров («Мы остановились в «Мариотте» и хотим пригласить вас на обед!»). Жаль, что нельзя просто откупиться от них: «Придется пригласить их на мою вечеринку!»

Новая жизнь постоянно сталкивается с прежней, как сталкиваются в тесной квартире две женщины, разные во всем — в самооценке, в представлениях о счастье, вкусах, но при этом сестры, воспитанные взявшими их в свою семью людьми. Джинджер, кассиршу из супермаркета, играет «новая Джульетта Мазина» — англичанка Салли Хокинс, у которой органично получается достоверно изобразить абсолютное отсутствие зависти к той, что с детства была любимицей приемных родителей, «потому что у нее гены лучше». Эта многократно повторяемая в фильме евгеническая фраза про гены странно звучит в американском кино, освященном статьей Декларации независимости, утверждающей, что все люди сотворены равными, не говоря уж о заклятиях табу политкорректности, вызывающих «магические помехи» на месте несанкционированных действий, как сказали бы в школе Хогвартс.

По Аллену, получается, что мантра о равноправии — миф, причем знание об этом давно перестало быть тайным, и вот вам конкретная иллюстрация. Жасмин оказалась исторгнутой из своего ареала, и вынужденное общение с теми, кто стоит по другую сторону границы равенства, превращается для нее в адовы муки. Это запредельный опыт, ужас которого в необратимости — недаром Вуди Аллен помещает действие в Сан-Франциско — практически самую отдаленную от Нью-Йорка точку, с которой за парком «Край земли» начинается океан.

И все-таки права у сестер-американок, конечно, равные, но не равны их возможности, а они-то и решают дело. Ради эксперимента автор фильма предоставляет обеим женщинам альтернативу: принять образ жизни, продиктованный с другой стороны. Джинджер уязвлена тем, что сестре не нравятся ее мужчины — ни прежний муж Оги (Эндрю Дайс Клей), отец двух ее сыновей, озлобившийся на то, что родственная сделка лишила его шанса разбогатеть; ни новый ухажер Чили (Бобби Каннавале) — простые, грубоватые работяги. И она поддалась искушению завести роман с человеком из притягательной творческой среды — звукоинженером Элом (Луис С.К.), которого подцепила на той же вечеринке, что и Жасмин своего Дуайта. Жасмин же последовала совету практичной младшей сестры и поступила на компьютерные курсы, чтобы, овладев этой премудростью, найти применение своему тонкому вкусу и заняться дизайном. Но обе терпят на новых путях крах. Новый кавалер Джинджер оказался безнадежно женатым. Жасмин никак не дается компьютерная грамотность; хуже того, она по обыкновению перепутала реальность и фикцию, ее занесло, и она наврала с три короба Дуайту — назвалась дизайнером, не подумав, что ложь может открыться. (Что и случилось. Ее настигло возмездие в лице непрощающего Оги.) Правда, Джинджер возвращается к своему Чили, с ужасом понимая, что чуть было не упустила настоящее счастье. А вот Жасмин теряет последний шанс устроиться по привычному жизненному шаблону. Хотя кто знает, может, эта неудача вернет течение ее жизни в предустановленное русло, потому что именно в этот момент она осознает, что утратила нечто важное.

Вуди Аллен любит сгустить краски в своих комедиях за счет легких намеков на античную трагедию. Так рок в виде встречи с бывшим мужем сестры вошел в судьбу Жасмин, помешав осуществлению ее мечты. А в качестве греческого хора с первых минут фильма ее сопровождала звучащая за кадром мелодия «Печальная луна»; Жасмин всегда опознавала ее как старого доброго знакомого. И только теперь, вновь услышав ее, по обыкновению бормочущая что-то себе под нос Жасмин вдруг спохватывается: «Когда-то я знала слова…»


[1] История этого семейства складывается из фактов, взятых из жизни: в 2008 году создатель крупнейшей финансовой пирамиды Бернард Мэдофф был арестован на основе информации, переданной в прессу его сыновьями, после чего один из них повесился у себя дома. Мэдофф был осужден на 150 лет тюремного заключения. Как выяснилось, он в течение многих лет никуда не инвестировал деньги вкладчиков (среди тысяч жертв аферы Мэдоффа оказался, в частности, благотворительный Фонд Стивена Спилберга), но при этом был уважаемым щедрым филантропом. После ареста мужа от его жены Рут отвернулись все знакомые, друзья и почти все родственники, в том числе оставшийся в живых сын.



«Жасмин»
Blue Jasmine
Автор сценария и режиссер Вуди Аллен
Оператор Хавьер Агирресаробе
Художник Санто Локосто
Композиторы Кларенс Уильямс, Джозеф Оливер
В ролях: Кейт Бланшетт, Салли Хокинс, Алек Болдуин, Бобби Каннавале, Эндрю Дайс Клей, Питер Сарсгорд, Луис С.К., Майкл Стулбарг, Джой Карлин, Ричард Конти и другие
Perdido Productions
США
2013


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Аура. «Осколки», режиссер Артем Деменок

Блоги

Аура. «Осколки», режиссер Артем Деменок

Зара Абдуллаева

С 24 по 27 августа по телеканалу «Культура» был показан 4-серийный документальный фильм о Майе Туровской. О том, что сегодня значит и чем ценен для граждан современной России жизненный опыт этого выдающегося искусствоведа и культуролога, век которого пришелся на советскую эпоху практически с ее начала и до конца, – Зара Абдуллаева.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.