Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Мирослав Слабошпицкий: «Конечно, долбанутый…» - Искусство кино

Мирослав Слабошпицкий: «Конечно, долбанутый…»

Беседу ведет Никита Карцев.

Никита Карцев. Мирослав, ты последовательно подбирался к принципиально новому киноязыку звукового фильма без слов. Сначала короткометражная лента «Глухота», потом «Ядерные отбросы», получившие «Леопарда» в Локарно – история не про глухих, но тоже без слов. Теперь «Племя» – первый полнометражный фильм, снятый на жестовом языке.

Мирослав Слабошпицкий. Я не соцработник, и у меня нет оглохшей девушки, так что сами глухие меня интересовали постольку-поскольку. Фильм мы сняли в школе, в которой я реально учился со второго по восьмой класс. В Киеве, в районе, который называется Сталинка.

cannes-fest-logoЭто пролетарское место с особым духом. Когда-то давно его обозначили именем Сталина и название прижилось. Тебя останавливают на улице, спрашивают: «Ты откуда?» Отвечаешь: «Я со Сталинки». Такой бакланский форс. А напротив моей школы стоял интернат для глухих. Мы с ними иногда дрались в детстве. Тогда же я впервые увидел жестовый язык – а это достаточно завораживающее действие. Да и потом, в любой кино­школе на первом курсе дают задание снять историю без слов. По-моему, я так это задание и не выполнил, но саму идею запомнил. Она у меня появилась задолго до того, как была снята «Страна глухих». Когда я посмотрел фильм Валерия Тодоровского – а он действительно хороший, – был разочарован. Мне казалось: зачем снимать про глухих, если не использовать главное – язык жестов? Но одновременно и радовался этому. После, уже в 2000 году, нашел сценарий на схожую тему. Но его у меня технично отжал Роман Балаян на пару с тогдашним Госкино Украины. В результате он сделал картину «Ночь светла», а я попал в больницу с нервным срывом. А потом и вовсе уехал жить в Петербург с женой Леной. В Петербурге надо было кормить семью, и я брался за все, что предлагали. Писал сценарии, работал вторым режиссером – всем, за что мало платят и что не очень почетно. Но мне было классно – до сих пор в Питере у меня много друзей. А сейчас чувствую себя настоящим графом Монте-Кристо. Призы в Канне для меня такая глобальная сатисфакция. Я же достаточно злопамятный человек.

Никита Карцев. Как много в тебе пороков!

Мирослав Слабошпицкий. Безусловно! Ты же видел фильм. А возвращаясь к твоему вопросу… Когда писал сценарий, не думал о том, как мы будем это снимать. Но с самого начала понимал, что нам нужно полностью изолировать героев от окружающего мира. Потому что, если бы кто-то посторонний в кадре заговорил, нам пришлось бы ставить субтитры, а этого хотелось избежать. Подвела только одна сцена – у посольства: там слегка слышен гул очереди. В остальном мы прибегали к разным фокусам – например, школьную линейку снимали через окно.

Никита Карцев. Что это за урок, который проводят с учениками первого сентября? С флагом Евросоюза на доске?

Мирослав Слабошпицкий. «Урок мира» – его проводят сразу после линейки первого сентября. Когда я учился в школе, на «уроках мира» рассказывали про дедушку Ленина. Система образования ведь очень сервильная. Она и сейчас колеблется вместе с линией партии. Когда я снимал «Племя», на Украине на слуху была интеграция с Евросоюзом – отсюда и флаг. На самом деле рядом еще должен был висеть двуглавый орел, но художники провтыкали, что он есть в сценарии. Другими словами – просто забыли. Смена началась, флага не было, ждать мы не могли – вот и сняли без него.

Никита Карцев. При этом, кроме первого сентября, мы ни разу не видим школьников за партами.

Мирослав Слабошпицкий. Я сначала тоже переживал по этому поводу: как же так, у меня совсем нет классных занятий. Мы даже сняли урок физкультуры, еще что-то в таком духе, а потом все повыбрасывали. Во-первых, смотреть на это было скучно. Во-вторых, сейчас у нас каждая сцена в фильме двигает историю вперед, а добавление уроков было бы топтанием на месте.

Никита Карцев. Тогда давай вернемся к основной идее – языку глухонемых.

Мирослав Слабошпицкий. Когда был сформулирован принцип работы, мы начали делать много тестовых съемок. Отобрали исполнителей главных ролей – в основном украинцев. Только Яна (Новикова) из Гомеля и еще один парень из Рязани. Поселили их в Киеве на съемных квартирах. Кормили, поили, деньги платили и репетировали с ними до одурения. В процессе этих репетиций выстраивались сцены.

Никита Карцев. Как ты общался с артистами?

Мирослав Слабошпицкий. Через переводчика. Среди них были самые разные ребята: как слабослышащие, так и полностью глухие. Наш главный герой (Григорий Фесенко) – немного говорящий. И когда я увлекался на съемках или страшно ругался в рацию, он подходил и говорил: «Шо ты кричишь? Они глухие».

Никита Карцев. Решение снимать длинными планами и одним кадром тоже от стремления максимально усложнить себе задачу?

Мирослав Слабошпицкий. Я только в процессе работы понял, что благодаря такому поведению камеры возникает интересный эффект: когда точка съемки не меняется, ты будто сидишь в театре или, наоборот, ходишь следом за героями. Это способствует большему вовлечению в историю, хотя я этот эффект не просчитывал. Не держал в голове задачу привлечь дополнительное внимание к фильму.

Никита Карцев. Сцены в школе можно отрепетировать в помещении, а как готовились к масштабным съемкам в парке?

Мирослав Слабошпицкий. То же самое: оператор берет камеру Canon Mark II и мы едем с актерами в парк, с администрацией которого предварительно договорились. Дальше просто: развели сцену, сняли. Посмотрели материал, сделали поправки, приехали еще раз. Потом то же самое, но уже с массовкой. Но массовые сцены не самое сложное. Самая трудная сцена – наезд машины на одного из парней. Все было сделано олдскульно: настоящий грузовик, настоящий глухой парень. Съемка была на следующее утро после его дня рождения. Перед этим он всю ночь провел с девушкой. Его привезли на площадку, а он даже не знает, что с ним будут делать. Мы с оператором стоим и думаем: сейчас пошлет нас и все на этом закончится. Не послал. За ним присматривали семь каскадеров. Сначала они учили его правильно падать. Потом профессиональный каскадер показал всю сцену на себе. Но все равно мы волновались: вдруг нога при падении пойдет не туда или водитель слишком резко дернется. «Скорая» рядом дежурила, было очень нервно. А все остальное: сцена аборта в реальном времени, тумбочкой по голове – обычные фокусы. Это совсем не опасно.

Никита Карцев. То, что герои в фильме настолько жестокие, тоже часть творческого замысла или дань реальности?

Мирослав Слабошпицкий. Если говорить о жанре фильма, то для меня это классический вестерн. Главный герой приехал в новый город, примкнул к банде, влюбился в девушку главаря. Дальше – многоточие. Что называется, смотрите в кинотеатрах. Это очень простая и ясная конструкция. А то, что они дерутся, – ну и что, мы тоже постоянно дрались в детстве, хотя и неглухие.

Никита Карцев. И с битами по электричкам ходили?

Мирослав Слабошпицкий. Кстати, это чисто питерская тема – съездить по башке в подъезде. В Киеве это не так распространено.

Никита Карцев. Расскажи об устройстве племени.

Мирослав Слабошпицкий. Племя – это способ организации отношений. В любом интернате для глухих есть «король», тот, кто отвечает за жизнь племени. А дальше внутри каждой такой системы есть свои «постовые», которые собирают дань с «терпил» и отсылают ее наверх. Там ее получают «старшие», чтобы отослать еще выше, и так далее. Собственно говоря, то же происходит в любой замкнутой системе: будь то мафия в Италии или МВД в России.

Никита Карцев. При этом в какой-то момент появляется персонаж с пакетом из duty-free, который помогает девушкам из интерната получить итальянскую визу.

Мирослав Слабошпицкий. Он у нас в сценарии обозначен как «спонсор». Если дальше говорить про иерархию, то над «королем» стоит учитель труда, который представляет старшее поколение. И он же мост между интернатом и большим миром. Потому что одно дело – подростковая школьная история. И совсем другое – настоящий андерволд, который открывается за забором. И «спонсор» – тот человек, который полностью живет в этом мире.

Никита Карцев. А андерволд – это такая глобальная сеть, в которой на каждом социальном уровне, вплоть до акушера-гинеколога, которая делает нелегальный аборт, находятся свои люди, в данном случае глухие?

Мирослав Слабошпицкий. Не на всех уровнях, но близко к этому. У глухих есть даже своя система судопроизводства – что-то вроде третейских судов. Когда я только собирал материал для фильма, познакомился с завучем одной из таких школ, какую мы воспроизвели в фильме. Она слышит и разговаривает совершенно нормально, но при этом выросла в семье глухих. Так вот, ее родители в свое время заплатили «старшему» что-то вроде компенсации, и только после этого ее отпустили учиться. У меня есть товарищ, который работал со мной оператором на телевидении. Он глухой. И когда он устроился на работу, к нему пришли и сказали: плати теперь профсоюзные взносы. Об этом мало говорят, и, наверное, у меня не до конца получилось показать все нюансы взаимоотношений глухих. Может быть, документальный фильм на эту тему был бы интересен, но я его уже точно снимать не буду.

Никита Карцев. Сейчас ты живешь в Киеве?

Мирослав Слабошпицкий. Да, меня не было на Украине около семи лет. Потом я приехал, чтобы сделать один фильм, и как-то задержался. К тому же за это время у нас успели провести толковую кинореформу. Была введена система питчингов, стали проводить открытые конкурсы, частные студии уравняли с государственными – и в кино пришли деньги. А раньше эти вопросы решались подковерно. Благодаря этой реформе почти все, кто хотел, смогли за эти два года снять фильм. В том числе и я – с «Племенем».

Никита Карцев. При этом пока нельзя сказать, что появилась новая украинская волна.

Мирослав Слабошпицкий. Ну почему? Владимир Тихий снял картину «Зеленая кофта», она была в Сан-Себастьяне. А какие-то серьезные успехи в основном связаны с короткометражным кино, потому что для его реализации не нужно участие государства. Я был в Берлине два раза, получил «Леопарда» в Локарно. У Марины Вроды есть малая «Пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм («Кросс») в Канне. Такая же есть у Игоря Стрембитского (за фильм «Путники»); правда, сейчас он не снимает.

Но в свете последних политических событий все временно остановилось. Наше Госкино исполняет обязанности перед фильмами, которые были ранее утверждены для производства, в том числе дофинансировало проект «Битва за Севастополь», что вызвало просто бурю возмущения на Украине. Но питчинги приостановлены, и непонятно пока, как дальше будет работать система.

Никита Карцев. Как «Племя» восприняли на Украине? Тебя не обвиняли в том, что ты занимаешься очернением действительности?

Мирослав Слабошпицкий. Мне можно более или менее всё. Я же «Леопардом» Локарно прославил украинское кино. А после Гран-при «Киношока» за «Ядерные отходы» тогдашний премьер-министр прислал мне поздравительную телеграмму. Мама моя обалдела. Звонок в дверь. «Кто там?» – «Правительственная телеграмма». Потому и «Племя» проскочило через все питчинги в Госкино, что все в меня верили. Говорили примерно так: он, конечно, совершенно долбанутый, но другого у нас нет.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
По тонкому льду. «Перформер», режиссеры Матей Собешчаньский, Лукаш Рондуда

Блоги

По тонкому льду. «Перформер», режиссеры Матей Собешчаньский, Лукаш Рондуда

Зара Абдуллаева

Еще один любопытный фильм, показанный на фестивале «Завтра/Tomorrow», но не попадавший ранее в поле зрения обозревателей ИК (в отличие от большинства других хитов этого форума), представляет собой «результат тесного сотрудничества» кинематографа и современного искусства. Замысел его авторов, режиссеров и сценаристов Матея Собешчаньского и Лукаша Рондуды попыталась разгадать Зара Абдуллаева.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Чужую работу» и «Инсайт» покажут на goEast

19.04.2016

С 20 по 26 апреля в Висбадене, Германия пройдет очередной фестиваль восточно-европейского кино goEast.На фестивале традиционно заметное место отведено премьерам из России и стран бывших советских республик.