Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Миф и жертвы - Искусство кино

Миф и жертвы

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В Москве завершился «Артдокфест». ИК уже писало о получившем Гран-при фильме «Милана» Мадины Мустафиной. Специальный приз фестиваля достался картине голландского режиссера Джессики Гортер «900 дней». О ней рассказывает Зара Абдуллаева.


Для меня самый сильный фильм «Артдокфеста-2011» -- «900 дней» голландской документалистки Джессики Гортер. Но значение ее новейшей хроники выходит за рамки конкретного фестиваля. «900 дней» имеет подзаголовок: «Миф и реальность блокады». Гортер вместе с голландской группой погружаются в этот миф, в эту реальность, не впадая в тенденциозность или публицистику, а проходит по лезвию бритвы и создает объемный портрет прошлого (в хронике, секретных документах) и настоящего (в воспоминаниях блокадников и в парадном чествовании 65-летия Победы).

Казалось бы, «всё» про это известно. Чем же может удивить молодой голландский режиссер после «Блокадной книги», недавних публикаций дневников, после бесчисленных фильмов о ленинградском кошмаре? Гортер снимает не героев, которые получают (и в ее фильме тоже) поздравительные телеграммы из Кремля и подарки школьников, а жертв и войны, и режима, даже если кто-то из выживших блокадников себя жертвами не считает, поддерживая, чтобы жизнь свою не перечеркнуть, героический миф. Но травму свою так и не проработав – только утешив.

В одной семье выключают телевизор, транслирующий официальные речи к 65-летию Победы, с комментарием: «Лучше это не смотреть, чем смотреть неправду». Другая блокадница, живущая с множеством кошек в убитой замшелой квартире, не нуждается в медалях – «все это казенное». Она беззлобно передразнивает парадные речи -- «ваше поколение…». А вспоминает, как подделала подпись умершей матери, пролежавшей с ней в кровати восемь дней, на хлебных карточках, как съела кошку, которую кормила до войны, на свой одиннадцатилетний день рождения. О своем разговоре со священником, которому рассказала о другой матери, у которой умерла дочка, она ее за окном заморозила, и отрезала кусочки мяса, чтобы кормить вторую дочь. «Грех это или грех? Мне не понять. Я считаю, что это только любовь». Не одобренный священником каннибализм сопровождается сводками секретных документов о помесячном росте числа каннибалов с указанием их социального состава и партийности/беспартийности. (Рабочие занимают в этих списках первое место, затем следуют служащие, крестьян совсем мало.) Но не эти сведения делают фильм Гортер событием. А кадр мальчика, будущего морячка, пришедшего в 2010 году с классом в Музей обороны Ленинграда и блокады и упавшего в обморок, когда экскурсовод показал фотографию ребенка-дистрофика. Эпизоды в доме еще одной блокадницы, к которой пришел в гости сын, с женой и ребенком, не знавший (узнал во время этой съемки), что мать была в ту самую страшную зиму в Кронштадте, что война ему «не очень интересна». «Вы говорили с мамой о блокаде?» - задает вопрос режиссер. «Серьезно никогда», - отвечает великовозрастный сын. Знать он об этом не хочет. И мурашки бегут по моей спине. Или вот еще эпизод. Среди счастливых блокадниц затесалась одна, чей отец вернулся из ссылки (сидел по «Ленинградскому делу») и перед смертью в 1967 году рассказавший ей такое, что она и теперь не может или не хочет в окружении сталинисток произнести. В то время как другие блокадницы уверяют режиссера: «Мы счастливое поколение», камера застревает на лице несогласной с ними молчаливой дочери непокоренного папы. Или вот еще. Муж блокадницы, которая достала из сумочки медали, комментирует: «Медаль за то, что она не сумела умереть в блокаду. Никогда не носит. Это медаль жертвы сталинского режима, случайно выжившей». И равнодушно передает медаль режиссеру – «for you». Так вдруг рождается не менее жуткая новейшая хроника, чем кадры блокады. Но ведь про этих неизвестных, незаметных людей кто-то должен был снять фильм. Чтобы запомнить их бесслезные лица, не потухшие голоса, их нетерпимость и резкую душевную боль.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Севастополе завершился ХI фестиваль документалистики «Победили вместе»

16.05.2015

15 мая в историко-мемориальном комплексе «35-я береговая батарея», месте последнего рубежа обороны Севастополя конца июня – начала июля 1942 года состоялась торжественная церемония закрытия ХI международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ».