Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Лабиринт Шарпа - Искусство кино

Лабиринт Шарпа

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На большие экраны в России вышел новый фильм Гильермо дель Торо «Багровый пик» (Crimson Peak) – ужастик или, как определяет жанр фильма сам режиссер, «готическая мелодрама». Нина Цыркун отчасти согласна с мастером и считает, что дель Торо удалось создать новый жанр, скрестив готическую мелодраму с диким стим-панком.

Действие «Багрового пика» разворачивается в 1901 году, в январе которого ушла из жизни королева Виктория, а вместе с ней одноименная эпоха, отмеченная ставшим нарицательным, «викторианским» пуританизмом. Тур вальса в новом, стремительно забывающем былое ханжество «европейском стиле», на который английский гость сэр Томас Шарп пригласил уроженку Баффало, американку Эдит, вскружил ей голову, заставив забыть о благоразумии. Даже внезапная и необъяснимая смерть любимого отца не остановила Эдит от скоропалительного замужества и отъезда в родовое имение супруга, наследственного аристократа без гроша за душой.

Юная жена в рушащемся на глазах старинном замке; зловещая сестра мужа, угощающая невестку подозрительным чаем; призрак, оставляющий кровавые следы; гулкие устрашающие звуки – режиссер и соавтор (совместно с Мэтью Роббинсом) сценария Гильермо дель Торо выкладывает всю номенклатуру готической классики, отсылающей к целому набору страшных фильмов. При этом, несмотря на красноречивый антураж, дель Торо не называет свой «Багровый пик» хоррором или триллером, предпочитая говорить о незаслуженно забытом жанре «готической мелодрамы». Так что тематически и стилистически ближе всего ему хичкоковская «Ребекка».

Crimson Peak 2«Багровый пик»

Это не значит, что мексиканец, достигший всемирной славы, задумал хичкоковский фильм. В сборнике статей «39 шагов к гению Хичкока», недавно изданном Британским киноинститутом, дель Торо утверждал, что никогда не осмелится подражать – ни тематически, ни стилистически – режиссеру, которого ставит в своей иерархии авторитетов на первое место, и даже не мечтает овладеть присущим тому мастерством рассказчика. Этот путь не только труден, но и может завести в тупик, потому что нередко принимают за хичкоковские жанры нечто от его творчества чрезвычайно далекое (например, итальянские джалло) или внедряют характерные стилистические приемы Хичкока в чуждую нарративную структуру. Хичкок, отметил дель Торо, оказал столь глубокое и всепроникающее влияние не только на кино, но на все виды искусства, включая масскульт, что оно чувствуется даже в «Симпсонах». Можно, конечно, взять что-нибудь у старины Хича, и это может сработать, но повторить его невозможно, потому что его кино – воплощение авторских собственных страхов и удивления перед миром, которые он проецирует на нас. Чтобы со всей скромностью подчеркнуть различие между собой и Хичкоком, дель Торо в принципе планировал некое демонстративное подражание Марио Баве, мастеру джалло, но все же не выдержал эту линию.

 «Багровый пик», трейлер

Как бы то ни было, в «Багровом пике» все-таки есть узнаваемые черты почерка Хичкока, пресловутые внешние детали – например, насекомые – бабочки; лабиринт замка с открытыми дверями, в которые заглядывают наблюдающие за Эдит его хозяева-вуайеры; встречающиеся над телом Эдит взгляды брата и сестры и т.д. Но все это не рассчитано на то, чтобы зацепить взгляд зрителя, а используется скорей как обманка или отвлекающий маневр. Ценность «Багрового пика» в том, что Гильермо Дель Торо создал синтетический жанр – готическую мелодраму с любовным треугольником, окрашенную вдобавок стим-панком – стилем, маркирующим кризисное состояние общества. Стим-панк своими красноречивыми атрибутами визуально соединяет викторианскую эпоху с «диким» «манчестерским» капитализмом.

Crimson Peak 3«Багровый пик»

Муж Эдит, сэр Томас (Том Хиддлстон) одержим идеей создать машину, с помощью которой можно добывать из глубин красную (багровую) глину, залегающую возле замка, эту окаменевшую кровь земли. Его сестра Люсиль (Джессика Честейн) одержима стремлением сохранить безудержно разрушающийся замок. Чтобы достичь цели, обоим нужны деньги, которые, на ее беду, есть у богатой наследницы Эдит Кушинг.

Эдит – начинающая писательница, хотя эта линия, к сожалению, как-то внезапно обрывается и особенно сюжетно не обыгрывается. Возможно, это один из тех легких пародийных штрихов, которыми густо нашпигован фильм. Не зря же на эту роль дель Торо выбрал Мию Васиковски, не так давно сыгравшую Джейн Эйр в фильме Кэри Фугунава по роману Шарлотты Бронте – alteregoЭдит. Писательство, скорее всего, выбрано для того, чтобы подчеркнуть ее способность фантазировать, грезить и даже видеть призраков; так что вся фантасмагорическая подоплека фильма может получить вполне рациональное объяснение, а абсолютное здравомыслие Гильермо дель Торо не подвергнется сомнению.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).