Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Short cuts. «Лето замерзших фонтанов», режиссер Вано Бурдули - Искусство кино

Short cuts. «Лето замерзших фонтанов», режиссер Вано Бурдули

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На четвертом Национальном кинофестивале дебютов "Движение" приз за лучший сценарий был присужден картине Вано Бурдули "Лето замерзших фонтанов". В хитросплетениях судеб ее многочисленных героев разобралась Зара Абдуллаева.


dvijenie fest logoМолодой грузинский режиссер Вано Бурдули задумал внести свой вклад в кино с прихотливой структурой, сняв фильм с претенциозным названием "Лето замерзших фонтанов". Очевидного противоречия между умышленным – тяжеловесным – титлом, отсылающим к печальному настроению коротких историй, сплетенных в образы тбилисской повседневности, и легким дарованием режиссера здесь не избежать. Другое противоречие связано с романтическим взглядом автора на его молодых и старых героев, нежным запечатлением genius loci – Тбилиси, европейского современного города, и – длиннотами, которые вредны городскому обозрению. Благая интенция: показать, что творится "там, внутри", в уютных по старинке или модно отделанных квартирах, какие передряги настигают благополучных красивых и несчастливых персонажей, имеющих свои тайны и травмы, требовала иной монтажной упругости, да и ритма. При всем том обаяния у "Фонтанов" не замять. Как и деликатного вкрапления в мирные сценки городского общежития, где все друг друга знают или издавна помнят, длящегося эха войны и глубинного неблагополучия поверх личных перипетий героев. Центральных в каждой истории и – фоновых, которые, как мороженщик с торбой, зазывающий на улице покупателей, или безработные рабочие, комментируют происходящее с ними, в новом Тбилиси и с его конкретными обитателями, проходящими мимо них или промчавшихся в машине. (Сын одной супружеской пары застрелен, что скрывается от второго сына, помладше; о мелькнувшем водителе авто рабочие сообщают, что он заботится о семье погибшего друга; почтовые ящики повсюду взломаны, а новый кандидат в городское начальство обещает по телику облегчить участь горожан, топающих в почтовые отделения вместо того чтобы использовать ящики. Весьма трогательная подробность городского безобразия.)

“Shorts cuts” Олтмена длились, кажется, три часа, но девять историй, происходящих в Лос-Анджелесе, пораженном налетом саранчи, не наскучивали. Бурдули, злоупотребляя вниманием зрителей в своем желании отжать свои истории донельзя, выдает неопытность в создании общей конструкции. При этом каждая история, персонажи которой связаны ближе/дальше друг с другом, панорамирует, кажется, почти все срезы прекрасного изменившегося города.

leto zamerzshih fontanov 2"Лето замерзших фонтанов"

За незыблемый – вечный и особенный – образ Тбилиси отвечает тут старый фотограф. Он снимает один и тот же вид со своего балкона много лет. Точка съемки на крыши, небо, улочку древнего квартала непоколебима, однако карточки в разное время суток выдают нечто новое. Они напечатаны в альбоме, который покупает рыжий ирландец, романтический путешественник-одиночка, излишней волей режиссера влюбленный в дочку фотографа, работницу паспортного контроля. Как излишне тут и превращение приятнейшего маниакального любителя-фотографа в автора книжки, которую влюбленные в Тбилиси иностранцы увезут домой на память.

Любовные страсти, беспокоящие персонажей "Фонтанов" и снятые с европейским холодком или даже лоском, занимают Бурдули прежде всего. Измены и привязанности колют каждого здесь персонажа. Прелестного тринадцатилетнего мальчика Нико, теряющего девочку, в которую влюблен (ее отец получил контракт в Норвегии – о, новые времена!) и устилающего розами (вкус Бурдули все-таки не безупречен) марши лестницы в ее подъезде. Отца Нико, грузинского ловеласа-милягу, не пропускающего ни одной юбки и заставляющего страдать немолодую жену, телеведущую "Актуальных новостей". Вообще говоря, его понять можно, но Бурдули окрашивает отношения в этой семье одним цветом. Не в пользу рыжего дядьки. Хотя статус кво местная знаменитость телеэкрана менять не собирается.

leto zamerzshih fontanov 3"Лето замерзших фонтанов"

В другой респектабельной семье внезапно обнаружилась измена жены, и преуспевающий муж, взрослый друг Нико, решительно выбирает разрыв с красивой женщиной, уронившей крестик своего любовника под супружескую кровать. Вновь деталька (крестик, найденный домработницей) оприходует эту историю не слишком уместным "символическим" смыслом. Зато смерть брата простого шофера, семейные хлопоты и разговоры с сыном погибшего, не желающего брать на себя пекарню отца ради учебы в Абхазии, – еще одна история – лишены режиссерской педали. Как и сценки на улице с рабочим, бесконечно занятым заполнением цифирек в лотерее, или проходной репликой – при виде пролетевшей машины, из которой объявляют скупку металлолома, – о том, что "все скупили и отправили в Турцию". Такие мимолетности дороже в этом фильме экспортных уколов, как, например, разъяснение ирландцу по поводу открытки с изображением "Маргариты" Пиросмани, убитым любовью к тбилисской актрисе. Но, может быть, для международной жизни фильма такие подробности необходимы. Хотя грузинский дух там веет гораздо сильнее в сценке на паспортном контроле, когда таможенница, дочка неутомимо фотографа, пропускает мальчика Нико в запрещенную зону, нарушая все возможные законы, чтобы он передал письмо своей девочке. Да, мы помним, в Тбилиси засада с почтовыми ящиками, поэтому режиссеру приходится прибегать к экстравагантной сентиментальной нескладности. Но подобные неловкости и способны это грузинское кино не пропустить.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Петербурге открылся фестиваль «Послание к человеку»

21.09.2013

21 сентября в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония открытия XXIII международного фестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку». Программа фестиваля (ссылка ведет на каталог в формате pdf) включает международный конкурс, национальный конкурс документальных фильмов, международный конкурс экспериментальных фильмов In Silico, театральную программу Доквилль, а также ряд специальных программ.