Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Трезвость как страсть - Искусство кино

Трезвость как страсть

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Событие: в русском переводе вышла книжка Сьюзен Сонтаг – так поправил переводчик Виктор Голышев знаменитую фамилию – «О фотографии» (изд-во «Ад Маргинем Пресс», 2013). О знаменитой книге знаменитого американского культуролога – Зара Абдуллаева.

sontag1Эта книга – сборник эссе, в середине семидесятых публиковавшихся в “New York review of books”. История взглядов Сонтаг (как непривычно звучит эта буква!) на фотографию в историческом развитии, теоретическом поле, в литературных портретах знаменитых фотографов. Или художников. Это «или/или» Сонтаг проблематизирует, как дань мыслительным клише, но полагает возможные споры по этому поводу исчерпанными или наивными.

Если слово «наивность» – едва ли не самое частотное в лексиконе этой книжки, то трезвость ее автора – в разборе фотографических стилей, жанров, установок (от пиктореальных карточек до «банальных») – не что иное как страсть.

Сонтаг уверена, что сам вопрос, является ли фотография искусством, вводит в заблуждение. «Хотя фотография рождает произведения, которые можно назвать художественными – в них есть субъективность, они могут лгать, она доставляет эстетическое удовольствие, – она прежде всего не вид искусства», хотя «у нее есть странное свойство превращать в произведения искусства все свои сюжеты». Случайные, постановочные, безобразные, красивые, агрессивные или нейтральные. Тут заблуждаться не приходится. Вопрос только в том, чтобы этим не обольщаться.

Но еще важнее вот что: «несмотря на подразумеваемую достоверность, которая и делает фотографию убедительной, интересной, соблазнительной, в работе фотографа творятся те же, обычно темные, сделки между правдой и искусством, что и во всяком художестве». Никаких наивных обольщений по поводу т.н. «правды» документальной фотографии Сонтаг, конечно, не ведает.

Присвоенный фотографом мир не только бытовых ритуалов, портретов (звезд и парий), Сонтаг увлекательно расширяет здравомыслящими пассажами о камере как сублимации оружия, о фотографировании как сублимированном убийстве и вообще о memento mori. Но главное в том, что «страдать самому – это одно, другое дело – жить с фотографиями, запечатлевшими страдания; они необязательно укрепляют совесть и способность к сочувствию. Они могут их и заглушать. Раз ты увидел такие образы, ты встал на путь к тому, чтобы увидеть новые – и новые». Такая прожорливость амбивалентна. Она, с одной стороны, делает любое событие и более реальным, и – при многократном обращении к изображениям (ужасов, скажем, войны) – менее воздействующим. Ведь «камера всегда замалчивает больше, чем открывает».

sontag-in-nancy-d-kates
Кадр из фильма Regarding Susan Sontag. Режиссер и продюсер Нэнси Д. Кейтс (Nancy D. Kates)

Эту постоянно возрастающую – в наше время зашкаливающую – потребность удостоверить реальность (прошлого, путешествий, эксплуатации рабочих и т.д.), то есть разомкнуть персональный опыт, Сонтаг называет «эстетическим потребительством». Анализируя работы (на ретроспективной выставке) Дианы Арбус, запечатлевшей несчастных, жалких людей, Сонтаг пишет о склонности такого приятия ужасного «к наивности, и робкой, и зловещей, поскольку в основе ее отстраненность, собственное превосходство, чувство, что увидеть тебе предлагают – другое». При этом Сонтаг равно понимает неуместность как сочувственной реакции на такие фотографии, так и хладнокровной позы перед лицом ужасного. Она усматривает во взгляде фотографа не бессердечие или цинизм, а наивность. Арбус называла кошмарную реальность, которую снимала, «фантастической», «потрясающей», выражая, считает Сонтаг, «по-детски изумленное поп-сознание».

Динамичная, а точнее, историческая проницательность Сонтаг – залог ее выразительной трезвости. Рассуждая о связи фотографии с сюрреализмом, она говорит о буржуазном недовольстве сюрреалистов как о подтверждении их буржуазности. «Социальные невзгоды побуждали благополучных к съемке – безобидному хищничеству. Им хотелось задокументировать скрытую реальность, точнее, скрытую от них». Колкое уточнение.

Социальное, этическое, эстетическое рассматривается Сонтаг в фотографии с одной и с другой стороны, открывая в, казалось бы, знакомом противоположный известному и навсегда точный ракурс восприятия. Отмечая социальный реализм работ Августа Зандера, она называет их, несмотря на это, самыми абстрактными в истории фотографии. «У Зандера бедные не лишены достоинства, но не потому, что он им сочувствует. Достоинство их – из сопоставления: на них смотрят так же бесстрастно, как на всех остальных».

Эти эссе – по сути аналитический роман Сонтаг с фотографией, «срезками» мира, «ранами времени», «реестрами смертности». Но неисчерпаемой актуальностью взгляда Сонтаг остается ее утверждение о превращении мира (в фотографии) «в универсальный магазин или музей без стен, где каждый сюжет низводится до предмета потребления и перемещается в область эстетического».

sontag-on-photography-1977
«О фотографии». Американское издание 1977 года

Да, фотографии могут огорчать, потрясать. И делают это. Однако сама природа, неизменно эстетизирующая, причем всё без исключения, фотографии такова, что она нейтрализует в конце концов страдание. А камера «превращает историю в зрелище». Парадокс, на котором настаивает Сонтаг в этих эссе, заключается в том, что фотография постоянно вносит путаницу в свои отношения с реальностью. Фотографический реализм обезболивает запечатленную реальность. Но одновременно и «проясняет зрение», стимулирует его сенсорные возможности или способности. Отказаться от таких, только на первый взгляд, противоречивых свойств фотографии никому еще не под силу.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Архив Андрея Тарковского будет выставлен на аукционе Sotheby's

07.11.2012

Коллеция режиссера, включающая в себя письма, аудиозаписи и фотографии, как ожидается, будет продана на аукционе «Сотбис», сообщает британская газета Guardian. Руководитель «Сотбис» Стивен Роу (Steven Roe) полагает, что архив дает удивительную возможность заглянуть во внутренний мир русского режиссера, чьи картины входят в многочисленные рейтинги «всех времен и народов». В частности, в нем есть блокноты с разборами, кадр за задром, созданных фильмов, черновики письма Брежневу и многие другие материалы.