Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Бремя собирать мандарины - Искусство кино

Бремя собирать мандарины

  • Блоги
  • Ульви Мехти

Среди иностранных картин, номинированных на «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм, – публицистический кино-памфлет «Мандарины» режиссера Зазы Урушадзе о российско-грузинской войне в Абхазии. Редакция сочла возможным предоставить слово эксперту по кинематографиям республик Южного Кавказа Ульви Мехти, не во всем разделяя его мнение, как и мнение создателей картины о затронутом в фильме военном конфликте.

 

Все люди — один народ и у них один язык;
вот они и затеяли такое;
теперь не будет для них ничего невозможного...
(Быт. 11:6)

Грузия на сегодняшний день – это, похоже, единственный уголок Кавказа, где по-настоящему царит межконфессиональный и межнациональный мир. Магическое пространство этой маленькой, но гордой страны с ее философским укладом жизни притягивает даже, казалось бы, совсем далекие нордические народы (например, эстонцев), перемещенных сюда в разные эпохи и нашедших свое место под солнцем этих гор. 

Грузинское кино увенчано не одним триумфом. Постсоветские годы стали периодом трудных испытаний – и в «лихие 90-е», и в период гражданских войн национальное кино проходило испытание на выживаемость. Несмотря на царившее в те годы беззаконие, новые поколения грузинских мастеров и художников демонстрировали свободу действия на экране, уверенно сочетая художественную условность и жесткий гротеск.

В моем восприятии новейшее грузинское кино начинается с «Покаяния» Тенгиза Абуладзе – величественного финала советского кинематографа. Под знаменем этого фильма откроется первая страница новейшей истории грузинского кино 90-х: «Солнце усопших» Темури Баблуани, «Кладбище грез» Георги Хайндрава и затем нулевых: «Тбилиси-Тбилиси» Левана Закарейшвили, «Прогулка в Карабах» Левана Тутберидзе… Все эти режиссеры использовали библейские темы как самый проверенный камертон для соизмерения хаотично меняющегося времени и окружающего пространства.

В начале 80-х состоялось открытие грузинской киношколы для дипломирования национальных кадров. Одним из первых выпускников грузинской киношколы стал Заза Урушадзе, чей фильм «Мандарины» (копродукция Грузии и Эстонии) был номинирован на «Золотой Глобус», на «БАФТА» и вот теперь на «Оскар». Номинации поддержаны аншлагами, сопроводившими показы картины в Тбилиси, Таллине, Варшаве, в других городах Европы и в нескольких штатах США, где «Мандарины» были показаны в рамках фестивальных спецпоказов. Огромная заслуга в успехе фильма принадлежит и эстонскому продюсеру Иво Фельту, сумевшему просчитать за 2 года с бюджетом в 650 тыс. €, когда по скромным голливудским меркам – это стоимость одного съемочного дня. Хочется надеяться, что такой беспрецедентный успех послужит толчком к возрождению и широкому международному признанию грузинского кино.

Mandariini-2«Мандарины»

Фильм Урушадзе повествует о грехе в библейском понимании, о моральной силе всепрощения и о ценности человеческого бытия. Главный герой – одинокий дед по имени Иво (Лембит Ульфсак), строгающий древесину в своей столярной мастерской для ящиков под мандарины. Плотницкая профессия наводит на ассоциации с самим Иисусом Христом. В небольшой эстонской деревне (на территории Абхазской автономной республики в составе Грузии) дед остался с двумя соседями: хозяином мандариновой рощи и доктором-ветеринаром. Остальные покинули деревню по указу первого президента постсоветской Эстонии – Леннарада Мери, издавшего в 1992 году закон «О репатриации всех эстонцев мира».

Сад из созревших мандаринов ассоциируется с Гефсиманским, тоже цитрусовым садом, сожженным легионерами Римской империи. В фильме Зазы Урушадзе мандариновый сад поджигают российские офицеры, до того нанявшие чеченца Ахмеда (Георгий Накашидзе), чтоб он защищал «независимую Абхазию». Это второй важный персонаж картины. В результате перестрелки между двумя сторонами конфликта в дом главного героя приходит война. Дед-эстонец выхаживает раненных воинов, как родных детей, и лечит их заблудшие души, напоминая им о неписаных правилах Кавказа.

Еще один герой фильма, грузин Нико (Миши Месхи) – все тот же образ, какой зрители помнят по Прогулке в Карабах». Потерянный романтик 90-х, незадолго до гибели он сознается хозяину дома, что всего лишь безработный актер театра и кино, оказавшийся на поле боевых действий из патриотических соображений.

Фильм, несомненно, стал плодом дружбы между двумя народами, грузинским и эстонским, объединенными против империалистических настроений большого соседа, и этот политический подтекст заставляет рассматривать картину как публицистическое высказывание. В то же время рассмотрение военного конфликта на более глубоком уровне, как и сокращение диалогов, пожалуй, пошли бы на пользу художественному потенциалу картины.

Отдельный парадокс можно усмотреть и в том, что фильм снят на «языке агрессора», то есть на русском языке – общем для грузинского и эстонского народов и прочно связующем их культуры.

 Mandariini-3«Мандарины»

Для меня как зрителя постсоветской эпохи было радостно видеть, как эстоно-грузинский фильм охватил единое культурное пространство всего русскоязычного ареала, совершив кругосветное путешествие по фестивалям. И я безгранично рад, что эту успешную миссию выпало нести моим друзьям – продюсеру Иво Фельту, автору-режиссеру 3азе Урушадзе и актеру Мише Месхи.

Просмотрев фильм еще в сентябре прошлого года, я на своей странице в ФБ предсказал, что фильму будет по силам дойти до финальной номинации на одну из ведущих кинопремий мира. Последующие события превзошли все мои ожидания – фильм стал претендентом на все три премии. Теперь, когда остались считанные дни до оскаровской церемонии, я мечтаю увидеть подлинное чудо наяву.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Иди и смотри

Колонка главного редактора

Иди и смотри

11.08.2011

Глава МВД России Рашид Нургалиев расстроен тем, что отечественная молодежь не ту музыку слушает и не те книги читает. Его очень печалит, что наши юноши и девушки напрочь игнорируют романсы и вальсы... А вот известного культуролога Даниила Дондурея пугает запоздалость прозрений министра.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).