Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Леди исчезает - Искусство кино

Леди исчезает

  • Блоги
  • Нина Цыркун

 

Неприметная старушка в платочке теребит пакет молока, расплачиваясь на кассе бакалейной лавки. Подходит темнокожий парень, платит и уходит, не взглянув на старушку. Да и если бы взглянул, не узнал бы. Эта старая леди ушла с поста премьер-министра Великобритании в 1990 году – наверное, еще до его рождения. А вот все те, кто жил «при Тэтчер», безразлично к ней относиться не могут до сих пор. И покупка молока для них, а потом еще жалобы покупательницы на то, как же оно дорого стоит – тонкий английский юмор. В свое время Маргарет Тэтчер заработала клеймо «похитительницы молока» на посту министра образования, отменив бесплатную выдачу молока детям после семи лет. Рифмовали: Margaret Thatcher – milk snatcher.
Из магазина Тэтчер шаркающей походкой идет домой, садится завтракать с мужем Денисом, жалуется на дороговизну. Мы не сразу понимаем, что никакого Дениса рядом нет, это галлюцинация женщины, поцеловавшейся с Альцгеймером. Мужа играет Джим Броудбент, уже побывавший в такой шкуре – он изображал супруга Айрис Мердок, у которой тоже случилась трагическая встреча с этим известным джентльменом, в фильме «Айрис». Ну, а саму героиню играет Мерил Стрип, только что удостоенная за эту роль «Оскара», а прежде «Золотого глобуса» и премии БАФТА. Разумеется, заслуженно. Это была ее семнадцатая – рекордная – номинация на «Оскар», и можно сомневаться в качестве картин, с которыми это было связано, но никогда с качеством исполнявшейся ею роли. В «Железной леди» успех, конечно, по праву делит с актрисой ее постоянный гример и стилист Марис Лэнган, получившая за свою работу на этом фильме премию БАФТА. Ее доля участия, на мой взгляд, сделала больше, чем сценарный материал Эби Морган и режиссура Филлиды Ллойд.
В самом деле, обе они как будто прошлись по поверхности жизненной истории первой в истории страны женщины-премьера, удерживавшейся на этом посту три срока, расколовшей нацию - обогатившей ее большую часть и разорившей тоже немалую, выигравшей войну за какие-то далекие Фолклендские острова, о существовании которых почти никто не подозревал, заслужившей титул, который ей и самой нравился – «железная леди», кстати, родившийся в Советском Союзе. Отмечены все основные вехи: юность «дочери бакалейщика из Грэнтема» (молоденькую Марго Робертс играет Александра Роуч), добившейся стипендии в Оксфорде; начало политической деятельности безмерно амбициозной и целеустремленной девицы, первый провал на окружных выборах в парламент от консервативной партии – и знакомство с Денисом Тэтчером, бизнесменом-миллионером; рождение детей; место в палате общин; выборы премьером; работа над собственным имиджем – голосом, костюмом; трогательное: «Я готова изменить все, но жемчужное ожерелье, подаренное мужем к рождению детей, даже не обсуждается!»; Тэтчер в кольце протестующих шахтеров после массового закрытия шахт; ирландский терроризм; война с Аргентиной за острова и уход с Даунинг-стрит, 10 по дорожке, усыпанной розами. Есть большая мелодраматичная сцена, когда Тэтчер пишет (от руки) письма соболезнования в каждую семью (кажется, их более трехсот), потерявшую своего солдата в войне за острова. Звучат ее слова: «Ни один британский солдат никогда не погибнет напрасно!». Но почти ничего не сказано о драматичных отношениях с детьми, по-видимому, явно обделенными материнской заботой. Упущена возможность показать Тэтчер в момент ее карьерного триумфа, когда одновременно случился нервный срыв у Дениса, более чем на десятилетие вырвавший его из реальной деятельности. Остались неосвещенными ее отношения с королевой и Рональдом Рейганом, низкая популярность в народе и, наконец, самый трагичный для нее период – негодование коллег, вызванное ее автократичным правлением, и ее упорное нежелание отступать по вопросу о подушевом налоге, на котором она настаивала, приведшее к отставке.
Дамы-создательницы фильма заведомо отказались от его политической окраски – наверное, из лучших побуждений, намереваясь объемно показать фигуру необыкновенной женщины. Но в этом и заключается их просчет, потому что без политики Маргарет Тэтчер не существует. Есть только одинокая старушка в платочке, пусть даже с пожалованным королевой титулом баронессы.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.