Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Надежда и безнадежность - Искусство кино

Надежда и безнадежность

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Своими впечатлениями от проходящего в эти дни Берлинского международного кинофестиваля делится Нина Цыркун.

Berlinale-smallПредседатель жюри 63-го Берлинского кинофестиваля Вонг Карвай призвал своих коллег оценивать фильмы только исходя из того, что в них хорошего, не обращая внимание на недостатки, а также заметил, что теперь нет национального кино, а есть кино хорошее и не очень. Тем не менее, в России всегда очень трепетно относятся к тому, приняты ли наши фильмы в программу того или иного международного фестиваля или нас недооценили. На этот раз, как известно, оценили: в «Форуме» показывают социальную драму Светланы Басковой «За Маркса...», а в основной конкурс включили картину Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». В многочисленных интервью, которые дал по этому поводу виновник торжества, он почти всегда упоминал, что импульсом к этой работе стал вестерн Фреда Циннемана «Ровно в полдень» 1952 года. На мой взгляд, напрасно он это сделал. Вряд ли кто-нибудь заметил бы аналогию, а теперь уж сравнения неизбежны. Однако изначально Циннеман и Хлебников в неравном положении. Потому что трудно сравнивать крепко стоящего на ногах коня классического вестерна, опирающегося на долгие традиции, и трепетную лань нашего едва зарождающегося социального кино, от своих традиций отказавшегося и только нащупывающего новый путь.

High-Noon-Zinnemann
«Ровно в полдень»

У Циннемана Хлебникова привлекла тема, отвечающая всей его трилогии (первые два фильма – «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь») – неизбежность выбора. Именно это и роднит американского шерифа и российского фермера, хотя одна история произошла в конце 19-го века, а другая в наши дни. Изначально Хлебников тоже собирался поставить вестерн, жанровое кино, и фабула вместе с драматургом Александром Родионовым придумалась легко, в духе анекдота. А как поездили они по России, понагляделись на фермерскую жизнь, так первоначальная «анекдотичноть» рассеялась как дым. Впрочем, Родионов на пресс-конференции в Москве сказал, что в его глазах получившаяся у них в итоге история не трагична, «это, скорее, комедия». Но если уж комедия, то очень черная. Как говорит Хлебников, о наивных, чудаковатых и хороших людях, которые занимаются безнадежным делом.

dszh
«Долгая счастливая жизнь»

Если говорить о жанре или, точнее, о стилистике «Долгой... жизни», я бы обозначила ее как «новый журнализм». Довольно отстраненное, «фактографическое» повествование, не задерживающееся на особенностях характеров и прочей лирике, адекватно сочетается с документалистской манерой оператора-постановщика Павла Костомарова, именно за это качество приглашенного Хлебниковым в партнеры. История о том, как фермер Саша (Александр Яценко), чувствуя себя в ответе за тех, кого приручил, отказался по-легкому выйти из дела, получить компенсацию и уехать из бесперспективных краев в город с любимой девушкой (Анна Котова), чтобы зажить той самой долгой счастливой жизнью, и чем все это закончилось, вполне могла бы появиться на страницах сегодняшней российской газеты. А на месте фермера мог бы оказаться любой другой энтузиаст, который, как герой вестерна (Кэри Грант у Циннемана), готов дорого продать свое право на независимость, право на выбор и в одиночку идти до конца.

Программная дирекция фестиваля очень удачно встроила фильм Хлебникова в просмотровый график, показав его между социальной драмой Гаса Ван Сента «Земля обетованная» с Мэттом Деймоном и «тевтонским вестерном» Томаса Арслана «Золото» с Ниной Хосс. С одной стороны – злободневный сюжет об алчности капитала, ради извлечения прибыли ставящего под угрозу здоровье и жизнь людей. С другой – старая история о том, как группа немецких переселенцев ради призрачной мечты о золотом дне предпринимает безнадежный и гибельный путь за две с половиной тысячи километров из Канады к Доусону. Этот контекст придает фильму Хлебникова особую объемность.

promised-land-gus-van-sant
«Земля обетованная»

И в заключение нельзя не сказать об одном из главных событий Берлинале – фильме Ульриха Зайдля «Рай: надежда», которым он тоже завершает свою трилогию. Как и следовало ожидать, за безлюбой любовью и сомнительной верой последовала безнадежная надежда. 13-летнюю Мелли (Мелани Ленц), знакомую нам по предыдущим картинам «Рая», мамаша, отправившаяся за любовью к аборигенам Кении, и тетка, занятая фанатичным молением, отправили в летний альпийский лагерь сбрасывать избыточный вес, который саму девочку, как и ее новых друзей, вовсе не беспокоит. Зато под влиянием старшей подруги у Мелли возникает острая потребность влюбиться, а тут и предмет находится – доктор лет пятидесяти (Йозеф Лоренц), с которым разыгрывается лолитический сюжет. Не будь у Зайдля другой задачи, фильм этот стоило бы назвать иначе – «Нежность» – настолько тонко и тактично показал режиссер переливы чувств и сложности отношений этой странной пары, которой, как и протагонистам первых двух «райских» картин, не суждено осуществить мечту.

seidl-hoffnung
«Рай: надежда»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.