Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Новые приключения американцев в России - Искусство кино

Новые приключения американцев в России

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На широкие экраны вышел боевик Кеннета Браны «Джек Райан: теория хаоса» с Крисом Пайном, Кевином Костнером, Кирой Найтли и самим Кеннетом Браной в главных ролях. О новой порции приключений знаменитого героя Тома Клэнси, как обычно, сосредоточенных на противостоянии двух сверхдержав в эстетике «новой холодной войны», рассказывает Нина Цыркун.


Том Клэнси ушел из жизни в прошлом году, оставив не только целую библиотеку политического триллера, но еще и медиа-империю фильмов и видеоигр. Теперь эта империя расширится: еще не все романы экранизированы, а уже пошли картины по оригинальным сценариям с участием его героев. «Джек Райан: теория хаоса» – первый из них, видимо, открывающий перспективный ребут, и снимать его доверили британскому ирландцу Кеннету Брана. Режиссер подошел к проекту во всеоружии опыта не только с «Тором» и «Железным человеком 2», но и экранизаций Шекспира. Экшен, в котором Брана давно освоился, ему уже вряд ли интересен в чистом виде, а вот Шекспир…

Jack-Ryan-4
«Джек Райан: теория хаоса»

Но чтобы скрестить Вильяма ихнего с американским Томом, надо обладать тонким чувством юмора, иначе выйдет вампука. Тем более, что и сочинения Клэнси с их характерными коллизиями сегодня выглядят изрядно устаревшими (все-таки роман «Охота за «Красным Октябрем», где Джек Райан появляется впервые, вышел ровно 30 лет назад). И Брана выбрал путь тонкой иронии – пародии, но не «жирной».

Если пересказать сюжет фильма в нескольких словах, то выглядеть он будет вполне серьезно. Но легкий визуальный нажим в узловых местах превращает этот политтехнотриллер в сермяжном духе «холодной войны» в комедийный боевик в духе бондианы. Сценарий дебютанта Адама Козада и матерого Дэвида Кеппа собран из проверенных десятилетиями готовых блоков.


«Джек Райан: теория хаоса», трейлер

Отважный и умный главный герой (Крис Пайн) единоборствует с суперзлодеем (Кеннет Брана). В помощь ему призваны старший товарищ-цэрэушник (Кевин Костнер), который в любую трудную минуту придет на выручку, и любимая девушка (Кира Найтли) – она, напротив, нужна для того, чтобы осложнять ему жизнь и попасть в лапы суперзлодея аккурат к кульминации. Сомнений насчет исхода поединка нет.

Jack-Ryan-6Намек на удаленность от правды жизни в виде жанровой условности бьет в глаз особенно российскому зрителю: трудно поверить в то, что подающий надежды голубоглазый американский студент Лондонской школы экономики Джек Райан после теракта 9/11 оставляет альма матер, записывается в морпехи и отправляется в Афганистан – такое понимание патриотизма может и нормально для Америки, но у нас аналогичных примеров что-то не наблюдается. А когда Джек, выучившись ходить после тяжелого ранения, благополучно проработав с десяток лет на Уолл-стрит финансовым аналитиком, неожиданно становится оперативником и в буквальном смысле слова мочит в сортире шикарного московского отеля дюжего африканца с пушкой (см. иллюстрацию), становится по-настоящему весело.

Москва в фильме представлена подчеркнуто открыточным образом: Собор Василия Блаженного, Кремль, церковное пение, колокольный звон. Но это лишь обманчивая внешность столицы, а за привычными фасадами скрывается суперсовременная жизнь финансовых гигантов и загадочных немногословных джентльменов в бронированных автомобилях, которые прямо в сердце России организуют биржевой крах в Нью-Йорке, а то и что-нибудь пострашнее. И некого Центральному Разведовательному Управлению послать в это осиное гнездо, кроме увечного гика Джека.

Самое забавное, что выясняется: против самых навороченных систем защиты или слежки действует наипростейший прием вроде того, каким пользовался незабвенный Петр Ручечник, ловко выбивавший лопатник у фраера ушастого – как будто Джек Райан на российской земле овладел секретами русского «лома», против которого, как известно, нет приема. И пока фраер-суперзлодей беседует за ресторанным столиком с его красавицей-умницей-подружкой, Джек, будто отлучившись по пьяному делу, старым казачьим способом лихорадочно скачивает инфу с его компьютера, спасая Америку (ну и весь мир, конечно) – прямо как Харрисон Форд в «Прямой и явной угрозе» 1994 года, будто светлые головы откуда надо не способны если припечет забраться в частный комп менее рисковым способом.

Jack-Ryan-2
«Джек Райан: теория хаоса»

Суперзлодея режиссер изобразил сам, с явным наслаждением оттягиваясь в роли олигарха Виктора Черевина, не отказав себе в удовольствии придать ему черты шекспировского масштаба. При этом Черевину и ничто человеческое не чуждо («женщины, тщеславие, водка»), что привело его к смертельной болезни. Но прежде всего Черевин – патриот новейшего разлива: ходит в храм, думает, что о благе России, ненавидит Америку и, чтобы ей досадить, не пощадит ближнего. И он одинок, разумеется; причем не только в своем офисе, напоминающем апартаменты гротескных злодеев бондианы, где ему не с кем поговорить; он экзистенциально одинок как трагический герой. И все же его не жаль – при всем актерском искусстве Кеннета Браны, пытавшемся придать ему достоинство.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Новость, которая становится важной, потом главной, потом – единственной

18.10.2012

Выступление в передаче «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». О.ЖУРАВЛЁВА: Добрый вечер. Это программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлёва, у нас в гостях сегодня внезапно главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.