Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Рожи у них не того - Искусство кино

Рожи у них не того

  • Блоги
  • Нина Цыркун

 

Чем дальше от Великой Отечественной, тем свободнее чувствует себя писатель или режиссер, не говоря уж об актере, когда они касаются этой темы. В свое время критика с осторожностью воспринимала первые военные комедии, которые теперь стали классикой. В последние годы жанровая палитра военного кино стала расширяться уже без опаски, хотя наверняка не всем это нравится. Карен Шахназаров, посвятивший свой новый фильм отцу и всем людям его поколения, кстати, и сам в 60-е послуживший в армии в танковых частях, сначала продюсировал римейк «Звезды», который Николай Лебедев поставил в жанре триллера, от чего ни подвиг героев, ни острая к ним жалость не стали меньше, а теперь, в канун своего юбилея сам поставил первый фильм о войне.
В 2009 году роман Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый Тигр» попал в шорт-листы сразу двух премий – «Большая книга» и «Национальный бестселлер», но отзывы на него были не однозначны; писали, конечно, про святость войны, про чернуху и проч. Шахназаров не испугался оказаться непонятым и взялся экранизировать спорный текст, назвав фильм «Белый Тигр».
Скажу сразу: в сценарии, написанном им вместе с постоянным соавтором Александром Бородянским, роман сильно изменился и приобрел новый финал. Исчезла и «чернуха», и изображение советских солдат «как монстров»; главный герой превратился из «Ваньки-Смерти» в Ивана Найденова, которого очень сдержанно сыграл Алексей Вертков. (Правда, лица режиссер подбирал те, из прежнего времени, и не старался найти плакатных красавцев. И один из персонажей, увидев экипаж машины боевой «из самых лучших», мрачно замечает: «Рожи у них не тово…»). В экранизации усилилось сходство книги с романом Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», а стало быть, и акцент на мифологическом звучании. Это в свою очередь предполагает особое восприятие реальности, и сама реальность предстает в ее высшем проявлении и принадлежит не только истории, но и современности. Архаичный сюжет драконоборчества приобретает здесь универсальный характер борьбы со злом, а в основе его оказывается мифоритуал жертвоприношения: главный герой отказывается от попыток восстановления своего прошлого, своей семьи, своего «я», чтобы исполнить миссию, мистическим образом заложенную в его сознание после второго рождения.
Действие происходит в конце войны, во время яростного наступления советских войск, сражающихся уже на территории Западной Европы. После одного из боев в лазарет поступает танкист, обгоревший на 90 процентов – выжить у него нет ни единого шанса. Но проходят дни, а боец продолжает жить, и буквально на глазах обожженное тело затягивается новой кожей. По меркам военного времени он годен к строевой – не беда, что лишился памяти, не знает, как его зовут и откуда он родом – танком управлять может, а имя ему дали новое – Иван Иванович Найденов. А еще обнаруживается, что он понимает язык танков, молится какому-то танковому богу, обитающему на небе, и одержим стремлением сжечь Белого Тигра – призрачного монстра, который заходит в тыл танковым соединениям и уничтожает одну машину за другой, оставаясь неуязвимым. И вот, подобно обезумевшему капитану Ахаву, преследовавшему по морям воплощение всемирного зла – белого кита, Найденов с маниакальным упорством ведет свой экипаж по полям войны, пытаясь уничтожить это исчадие ада. И никто не верит ему, даже ребята из экипажа сомневаются – в своем ли он уме, а поддерживает только майор Федотов (Виталий Кищенко), который уже и в собственный здравый смысл не верит.
Фильм Шахназарова напоминает не только роман Мелвилла, но еще и мистические триллеры Стивена Кинга, в которых оживают, становясь орудием смерти, машины. Танки – и советские Т-34-ки, и призрачный немецкий Белый Тигр, под аккомпанемент вагнеровской увертюры к «Тангейзеру» неумолимо ползущие в грязи, выплевывая живые факелы сидевших в них людей, кажутся живыми, страшными существами, порождениями войны, которая сама приобретает надмирную, мистическую суть бессмертной гидры.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Российское общество между 2014 и 2015

12.01.2015

Вечером 2 января 2015 года на радиостанции «Эхо Москвы» была открыта новая программа, в которой принял участие культуролог, член Совета по правам человек при президенте Российской Федерации и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Ведущие программы Виталий Дымарский и Ксения Ларина.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.